Пропустить меню Размер шрифта: A A A Обычная версия сайта На главную страницу Карта сайта
Федеральная служба по интеллектуальной собственности (Роспатент)
О Роспатенте   Деятельность   Госзакупки   Госслужба   Нормативно-правовые акты   Пресс-центр   Прием обращений   Ссылки  

Патент недели: Аварийное всплытие

 

Подводный флот — важнейшее слагаемое обороноспособности любой страны. На подводных лодках могут располагаться научные центры, занимающиеся изучением морских глубин. Нефтяники и геологоразведчики могут изучать строение шельфов и искать месторождения полезных ископаемых в мировом океане. И чем более «гражданская» отрасль эксплуатирует подводный флот, тем более остро встает вопрос безопасности экипажей и надёжности судов.

 

pl2.jpg

 

Патент: RU 2621926

Патентообладатель: Российская Федерация, от имени которой выступает государственный заказчик Министерство промышленности и торговли Российской Федерации

Авторы: Владимир Балов, Сергей Карлинский, Николай Миронов

Для нормального функционирования подводных лодок или автономных подводных модулей, например, исследовательских лабораторий, работающих в северных и южных широтах — районах с обильным ледообразованием, необходимо соблюдать повышенные стандарты безопасности. Вспыхнувший на борту пожар или затопление нескольких отсеков в случае повреждения корпуса означает серьезный риск для жизни всего экипажа. Резкое всплытие на поверхность — одна из рекомендуемых мер для спасения жизни людей, но в арктических и антарктических водах существует вероятность усугубить критическое положение, столкнувшись на полном ходу с ледяной коркой на поверхности.

Сегодня для снижения силы удара, экипажи подводных лодок могут, например, сбросить почти до нуля горизонтальную скорость и уменьшить вертикальную, что, естественно, повлияет на скорость и, разумеется, время всплытия. А при тяжелых авариях, время слишком ценный ресурс, чтобы им можно было так легко пренебрегать. Одновременно с этим, устройства, которые должны обеспечить возможность экстренного всплытия, до сих пор имели конструктивные особенности, чрезмерно осложняющие подобные устройства. Так, в одном из них нужно было размещать в легком корпусе-надстройке подводного объекта всплывающие цистерны плавучести, вьюшки с гибкими связями, лебедки с приводами; в других — кажущаяся простота нивелировалась сложностью управления или необходимостью многоступенчатых предварительных расчетов.

Изобретение российских судостроителей не только решает данные проблемы, а еще и обеспечивает снижение шумов при всплытии, что чрезвычайно важно для военных судов. Подниматься на поверхность они предлагают при помощи прочной цистерны и эластичных емкостей, расположенных в проницаемых частях лодки или объекта, которые заполнены рабочей жидкостью. Емкости соединены с цистерной с помощью тробопроводов через коллектор, а также приемный трубопровод с запорным клапаном. С помощью клапана экипаж может управлять выдавливанием рабочей жидкости забортным давлением из эластичных емкостей в прочную цистерну. Трубопровод и насос помогают выкачивать рабочую жидкость из прочной цистерны, которая снабжена клапаном стравливания давления воздуха в отсек подводной лодки. Управляющее воздействие — контролируемое изменение плавучести — происходит с помощью изменения водоизмещающего объема эластичных емкостей, то есть изменения силы плавучести лодки, которая увеличивается при перекачке рабочей жидкости из прочной цистерны в эластичные емкости, уменьшаясь при выдавливании из емкостей в цистерну забортным давлением. В надводном положении лодки эластичные емкости максимально сжаты, а при погружении на рабочую глубину, последняя устанавливается как глубина всплытия.

Чертеж конструкции, а также подробное описание решения смотрите в опубликованном патенте.