Версия для слабовидящих English version О Роспатенте Деятельность Госзакупки Госслужба Нормативно-правовые акты Пресс-центр Прием обращений Ссылки

Патент недели: Самолет-невидимка

 

Сегодня маскировка самолетов в небе актуальна не только для военной авиации. При большом количестве локальных конфликтов и тлеющих очагов террористической активности применение маскировочных технологий для полетов гражданских самолетов — настоящая проблема обеспечения безопасности мирных граждан. Естественно, что перестройка уже выпущенных в серию гражданских бортов потребует грандиозных затрат, которые повлияют на экономическую эффективность пассажирских авиаперевозок. Техническое решение, предложенное российскими изобретателями, может помочь отрасли справиться с данной проблемой.

 

plane2.jpg

 

Патент: RU 2609816

Патентообладатель: Центральный институт авиационного моторостроения имени П.И. Баранова

Авторы: Александр Старик, Павел Кулешов

Секрет отечественной технологии в создании защитного аэрозольного облака, для создания которого не требуется кардинальной переделки авиационных двигателей. Предполагается, что облако будет создаваться за счет жидких частиц, которые будут добавляться в поток продуктов сгорания авиационного топлива с помощью ионного генератора. Процесс смешивания продуктов сгорания и ионов проходит одновременно с генерированием ионов для чего используется многоэлектронный генератор нестационарного коронного разряда. Аэрозольные частицы могут сильно рассеивать направленное инфракрасное излучение, которое используется в радарах для обнаружения движущихся целей. Таким образом, самолет гораздо сложнее заметить с земли и использовать для его поражения ракету с самонаводящейся боеголовкой. Предложенная технология позволяет значительно снизить видимость самолета даже в условиях ограниченной маневренности борта, например, во время посадки, взлета или подлета к цели. При этом, еще раз стоит подчеркнуть экономическую эффективность применения данной технологии, подробный анализ которой изложен в опубликованном патенте, не требующей серьезной конструктивной переработки двигателя или изменения состава топлива.

Подобные решения предлагались и раньше, но все они имели ряд существенных недостатков. Например, экранирование сигнала с помощью закрепленных на двигателе гибких графитовых лент не позволяло замаскировать тепловой след самолета. Предложение снижать температуру реактивного выхлопа с помощью охлаждающих систем сталкивалось с невозможностью обеспечить равномерность охлаждения, а также сопротивление воздушной среды при отборе воздуха для системы охлаждения. Распыление в реактивной струе нанокристаллов CdSe обеспечивало защиту только от маловысотных ракет в режиме взлета и посадки, к тому же требовало постоянного обновления контейнеров с нанокристаллами, которые сами по себе стоят значительных средств. Российская новинка позволяет не только маскировать летательный аппарат, но управлять интенсивностью генерациии ионов, которые в исключительных случаях можно генерировать в течение всего полета, в несколько раз снижая вероятность поражения самолета самонаводящимися ракетами или его обнаружение радарами с использованием направленного ИК-излучения.

Подробности изобретения можно изучить в опубликованном патенте.



Дата последнего обновления: 30.06.2017 15:59
Photo of the building

Подведомственные учреждения
ФИПС РГАИС ФАПРИД