Пропустить меню Размер шрифта: A A A Обычная версия сайта На главную страницу Карта сайта
Федеральная служба по интеллектуальной собственности (Роспатент)
О Роспатенте   Деятельность   Госзакупки   Госслужба   Нормативно-правовые акты   Пресс-центр   Прием обращений   Ссылки  

Патент недели: Беспилотники ищут дорогу во льдах

 

Как свидетельствует мировая практика, чаще всего суда попадают в ледовый плен из-за отсутствия надежных данных о ледовой обстановке на пути следования. Её выясняют при помощи непосредственного наблюдения, фотосъемки, радиолокационного зондирования или с помощью пассивного инфракрасного видения, проводимого с борта пилотируемого вертолета. Но в сложных метеоусловиях, характерных для северных широт, вертолёт — не самый лучший способ разведки.

 

dron1.jpg

 

Патент: RU 2631966

Патентообладатель: Морской государственный университет имени адмирала Г.И. Невельского

Авторы: Денис Коровецкий; Владимир Матецкий; Денис Буров; Олег Букин

Основных претензий к разведке, проводимой с помощью вертолета, две: угроза жизни экипажа в сложных метеоусловиях и высокая стоимость обслуживания. Для использования вертолета так называемое обеспечивающее судно должно быть оборудовано соответствующей площадкой, для обслуживания вертолёта необходим не только экипаж, но и дополнительный обслуживающий персонал. В сложных метеоусловиях, при сильном ветре и осадках, использование вертолёта становится невозможным или крайне опасным. Существующие и известные беспилотные способы разведки и навигации не позволяют получить все необходимые для судоходства параметры. Например, измерить толщину льда.

Между тем, в морском льду, как и в любой упругой среде, возможно распространение акустических волн. Это свойство позволяет, при известной скорости звука, измерить толщину среды. При этом, измерение толщины можно проводить при наличии доступа только к одной границе раздела путем излучения акустического импульса в исследуемую среду с последующим измерением времени распространения звука от одной границы раздела до другой и обратно. Измерение толщины льда таким способом из воздушной среды требует непосредственного контакта акустического излучателя со льдом.

Согласно технологии ученых с Дальнего Востока для разведки ледовой обстановки необходимо использовать два беспилотных летательных аппарата. Один производит определение характеристик ледовой обстановки по курсу движения каравана судов, второй же является ретранслятором: он передает на обеспечивающее судно полученные данные о ледовой обстановке. Первый беспилотник осуществляет измерения с помощью акустического аппаратно-программного комплекса с излучающими антеннами, которые контактируют со льдом во время управляемой посадки. Эшелоны полёта и необходимое число точек контактного измерения задают с обеспечивающего судна.

Технические подробности изобретения — в опубликованном патенте.