Версия для слабовидящих English version О Роспатенте Деятельность Госзакупки Госслужба Нормативно-правовые акты Пресс-центр Прием обращений Ссылки
  Главная - Пресс-центр - Архив новостей - Сообщения Информсовета - 2017 - Патент недели: Тепло в открытом космосе

Патент недели: Тепло в открытом космосе

На бытовом уровне каждый из нас знаком с использованием жидкости в качестве теплоносителя: центральное отопление есть во всех многоквартирных домах. В науке и технике, горячей водой уже не обойтись. Так, в черной и цветной металлургии жидкий теплоноситель должен обладать высокой термостойкостью, в ядерной энергетике — термо- и радиационной стабильностью, в ракетно-космической — низкой плотностью и летучестью.

spaceship2.jpg

Патент: RU 2600932

Патентообладатель: Институт органической химии имени Н.Д. Зелинского Российской академии наук (ИОХ РАН)

Авторы: Лев Глухов; Елена Черникова; Владимир Красовский; Леонид Кустов; Анатолий Коротеев

В упомянутых выше отраслях науки и техники в качестве жидкого теплоносителя используют часто используют так называемые ионные жидкости (ИЖ) — низкотемпературные расплавы органических солей, образованных органическими катионами и неорганическими анионами. Поиск соединений или создание композиционных жидкостей, обладающих желаемой комбинацией физико-химических характеристик сегодня одна из самых перспективных областей теплотехники. Особый интерес вызывают теплоносители, имеющие приемлемые теплофизические параметры и отличающиеся очень низким давлением насыщенных паров при высоких температурах (>200°C), что дает возможность использовать их в космосе или ядерной энергетике.

Сейчас в промышленных теплообменных аппаратах используются высоко- и среднетемпературные теплоносители на основе алифатических и ароматических углеводородов, многоатомных спиртов и кремнийорганических соединений. Как правило, они требуют применения замкнутой аппаратуры и повышенных мер пожаробезопасности, что ограничивает сферу их применения. Кремнийорганические полимерные жидкости с низкой вязкостью при температурах 200-350°С создают высокое давление насыщенных паров, по ряду соединений нет полных данных, что, опять же ограничивает сферу их применения.

Химики из ИОХ РАН разработали новый состав ИЖ с силоксановым фрагментом в составе катиона. Силоксаны — это соединения, в молекулах которых имеется связь между атомами кремния и углерода, что повышает их термостойкость. Новые дикатионные ионные жидкости с одним или двумя силоксановыми фрагментами имеют существенно более низкую испаряемость в условиях динамического вакуума и низкое давление насыщенных паров в области высоких температур по сравнению с другими известными теплоносителями. Это обеспечивает их взрывобезопасность и значительную меньшую испаряемость при сохранении высоких значений теплофизических нагрузок. Благодаря таким характеристикам их можно использовать в качестве гораздо более экономичных теплоносителей в различных устройствах и промышленных процессах, в том числе применять в условиях открытого космического пространства.

Подробная химическая формула изобретения описана в опубликованном патенте.

Дата последнего обновления: 18.07.2017 17:41