Версия для слабовидящих English version О Роспатенте Деятельность Госзакупки Госслужба Нормативно-правовые акты Пресс-центр Прием обращений Ссылки

ОТЧЕТ

 

о деятельности Рабочей группы по обсуждению вопросов по поддержке малого и среднего предпринимательства,
развитию инновационной деятельности, учету и оценке стоимости объектов интеллектуальной собственности,
вопросам осуществления прав и учета баланса интересов государства на объекты интеллектуальной собственности,
созданных за счет государственного бюджета

Во исполнение п. 6 протокола 15-го заседания Межгосударственного совета по вопросам охраны промышленной собственности (далее – МГСОПС) от 14–15 июня 2006 г. Роспатент подготовил предложения по составу Рабочей группы по обсуждению вопросов по поддержке малого и среднего предпринимательства, развитию инновационной деятельности, учету и оценке стоимости объектов интеллектуальной собственности, вопросам осуществления прав и учета баланса интересов государства на объекты интеллектуальной собственности, созданных за счет государственного бюджета (далее – Рабочей группы). Проект списка членов Рабочей группы прилагается.

Также, во исполнение данного пункта протокола 15-го заседания МГСОПС, Роспатент подготовил и разослал на согласование членам Рабочей группы проект Рекомендаций по учету и оценке стоимости интеллектуальной собственности (прилагаются), которые являются рекомендательным документом и могут применяться при разработке национальных стандартов и рекомендаций, обязательных к применению субъектами оценочной деятельности при определении рыночной стоимости и иных видов стоимости, интеллектуальной собственности. Замечания и предложения были учтены при доработке проекта методических рекомендаций (прилагаются).

В ходе выполнения мероприятий, предусмотренных п. 9.1 протокола 15-го заседания МГСОПС Роспатентом получена информация от девяти государств-участников МГС ОПС о ходе выполнения Комплексного плана, а именно, от Комитета по правам интеллектуальной собственности Министерства юстиции Республики Казахстан, Национального патентно-информационного центра Министерства экономического развития и торговли Республики Таджикистан, Государственного департамента интеллектуальной собственности Министерства образования и науки Украины, Национального центра интеллектуальной собственности Государственного комитета по науке и технологиям Республики Беларусь, Патентного Управления Государственного агентства по стандартизации, метрологии и патентам Азербайджанской Республики, Государственного агентства по интеллектуальной собственности при Правительстве Кыргызской Республики, Федерального государственного учреждения «Федеральный институт промышленной собственности» Роспатента, Государственного Патентного Ведомства Узбекистана и Государственного агентства по интеллектуальной собственности Республики Молдова.

 

1. По информации Комитета по правам интеллектуальной собственности Министерства юстиции Республики Казахстан при участии заинтересованных государственных органов, общественных организаций и представителей бизнеса разработан и одобрен Парламентом Республики Казахстан проект Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам интеллектуальной собственности».

Данный законопроект является очередным шагом к созданию действенной системы патентования, которая позволит изобретателям получать в более короткие сроки охранные документы на свои изобретения по принципиально новой процедуре патентования. Данное нововведение позволит новатору и предпринимателю охранять каждую стадию разработки и реализовать на рынке даже незначительные новации.

Дополнительным условием развития рынка интеллектуальной собственности является разработка и внесение в Правительство Республики Казахстан проекта постановления Правительства Республики Казахстан «Об утверждении Программы развития патентной системы Республики Казахстан на 2007–2011 гг.», который определяет основные направления развития патентно-лицензионной системы Казахстана, а также соответствующий план мероприятий по ее реализации.

Чтобы поддержать на должном уровне национальную систему интеллектуальной собственности Комитетом проводится обмен опытом с зарубежными специалистами, повышение квалификации сотрудников, на постоянной основе организовываются практические конференции и семинары, проводится активная работа по развитию и поддержке инновационной деятельности на государственном уровне.

В целях обеспечения условий для устойчивого развития конкурентоспособной экономики страны на основе эффективного использования интеллектуального потенциала, генерации, распространения и коммерциализации новых знаний в республике, 25 апреля 2005 года Правительство Республики Казахстан утвердило Программу по формированию и развитию национальной инновационной системы Республики Казахстан на 2005-2015 гг.

23 марта 2006 года был принят Закон Республики Казахстан «О государственной поддержке инновационной деятельности», который устанавливает правовые, экономические и организационные основы стимулирования инновационной деятельности в Республике Казахстан и определяет меры ее государственной поддержки.

 

2. В целях своевременного представления информации в единую информационную электронную базу «Инновации в государствах-участниках СНГ», формирование которой предусмотрено пунктом 2.4 Комплексного плана, Национальный патентно-информационный центр Таджикистана разработал единую систему учета результатов научно-технической деятельности (РНТД) и начал формировать национальную базу данных.

В Республике Таджикистан для создания благоприятных условий для финансирования инноваций в 2006 году учрежден Банк развития Таджикистана.

Постановлением Правительства Республики Таджикистан в декабре 2006 года утверждены единые правила экспертизы, утверждения, финансирования научно-технических программ и проектов, в которых предусмотрено выделение средств из государственного бюджета на патентование РНТД и на поддержание прав на них.

В рамках проведения ежегодного мониторинга научно-технического потенциала Республики Таджикистан с целью подготовки предложений по созданию коллективных центров доступа, выявляется и составляется перечень уникального научного и технологического оборудования, предназначенного для проведения научных исследований.

11-12 ноября 2006 года в Академии наук Республики Таджикистан был организован и проведен семинар на тему: «Коммерциализация научно-технических разработок в Республике Таджикистан», в котором активно приняли участие специалисты и эксперты Международного научно-технического центра (МНТЦ) и Академии народного хозяйства Российской Федерации.

 

3. По информации Государственного департамента интеллектуальной собственности Министерства образования и науки Украины в Украине осуществляются следующие мероприятия в сфере защиты прав интеллектуальной собственности:

– продолжение приведения законодательства Украины в сфере защиты прав интеллектуальной собственности к законодательству ЕС;

– обеспечение эффективного внедрения санкций за нарушение прав интеллектуальной собственности;

– усиление взаимодействия правоохранительных и контролирующих органов по борьбе с незаконным производством, распространением и реализацией аудио и видеопродукцией, компакт-дисков и других объектов интеллектуальной собственности;

– совершенствование существующих механизмов защиты прав интеллектуальной собственности.

Госдепартаментом проводится постоянная работа по повышению эффективности борьбы с правонарушениями в сфере интеллектуальной собственности. Осуществляется комплекс мероприятий по обеспечению прозрачности и результативности функционирования государственной системы охраны интеллектуальной собственности в Украине. Одним из приоритетных направлений деятельности Госдепартамента в сфере охраны прав интеллектуальной собственности является осуществление регулярного мониторинга и контроля за процессом соблюдения субъектами предпринимательской деятельности национального законодательства в сфере интеллектуальной собственности.

В УК Украины были внесены изменения, в соответствии с которыми усилена ответственность за преступления в сфере интеллектуальной собственности, что позволило отнести их к категории средней тяжести.

Кроме того, налажено эффективное сотрудничество с международными организациями, задействованными в сфере интеллектуальной собственности, в частности со Всемирной организацией интеллектуальной собственности, Коалицией защиты прав интеллектуальной собственности (CIPR), Международной федерацией фонографической индустрии (IFPI), Международным альянсом интеллектуальной собственности, Международной ассоциацией торговых марок (INTA) и многими другими.

В тесном сотрудничестве Госдепартамента с Верховным судом Украины, Высшим хозяйственным судом, Государственной судебной администрацией и Академией судей осуществляются также организационные мероприятия, направленные на совершенствование механизмов защиты прав интеллектуальной собственности в судебном порядке, в частности, по таким направлениям:

– введение специализаций судов и судей;

– повышение уровня судебно-экспертных исследований;

– обучение судей и практическая подготовка судебных экспертов.

 

4. В Республике Беларусь сформирована национальная система охраны интеллектуальной собственности, создано законодательство и функционирует соответствующая инфраструктура. Постоянно ведется работа по пресечению правонарушений в сфере интеллектуальной собственности.

Проведение межведомственных организационно-практических мероприятий по пресечению фактов пресечения прав на объекты интеллектуальной собственности предусмотрено Государственной программой по усилению борьбы с преступностью на 2006-2010 гг., утвержденной Указом Президента Республики Беларусь от 21 февраля 2006г. № 103.

В целях создания эффективной системы взаимодействия и координации деятельности республиканских органов государственного управления, правоохранительных органов при решении вопросов, связанных с осуществлением охраны интеллектуальной собственности, обеспечением выполнения действующего в этой области законодательства и международных обязательств Республики Беларусь, 5 августа 2005 г. принято постановление Совета Министров Республики Беларусь № 871 «Об утверждении Положения о взаимодействии республиканских органов управления, правоохранительных органов в области охраны интеллектуальной собственности».

В рамках указанного постановления в Республике Беларусь ведется постоянная работы по совершенствованию правоприменительной практики, а также по пресечению правонарушений в сфере интеллектуальной собственности и борьбе с оборотом контрафактной продукции.

На протяжении 2004–2005 гг. при участии Министерства по налогам и сборам, Госстандарта, Белорусского авторского общества и других заинтересованных организаций проведены комплексные организационно-практические мероприятия по пресечению фактов нарушения авторских и смежных прав, связанных с изготовлением и сбытом контрафактной продукции.

Значительная работа по улучшению состояния дел и противодействию нарушениям в сфере интеллектуальной собственности проведена в рамках Комиссии по обеспечению охраны прав и противодействию нарушениям в сфере интеллектуальной собственности при Совете Министров Республики Беларусь и реализации ее решений.

В рамках реализации решений Комиссии всеми облисполкомами совместно с Национальным центром интеллектуальной собственности и Белорусским авторским обществом проводятся региональные совещания по вопросам соблюдения законодательства в сфере интеллектуальной собственности с участием субъектов хозяйствования, использующих охраняемые произведения. По их результатам выработаны и реализуются меры по взаимодействию облисполкомов, органов государственного управления по заключению договоров на право использования произведений.

В соответствии с решениями Комиссии и Государственной программой защиты интеллектуальной собственности в Республики Беларусь на 2004-2006 годы, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 12 июля 2004 г. № 843, в целях повышения эффективности функционирования системы охраны интеллектуальной собственности осуществляется совершенствование действующих нормативных правовых актов и механизмов противодействия нарушениям в рассматриваемой сфере.

В целях упорядочения на рынке товаров с использованием объектов авторского права и обеспечения защиты интересов авторов и иных правообладателей принято постановление Совета Министров Республики Беларусь от 07.04.2004 г. № 384 «Об утверждении Правил осуществления розничной торговли отдельными видами товаров и общественного питания», в соответствии с которым предусмотрена продажа аудио- и видеопродукции только в стационарной торговой сети, а также предоставление покупателю информации об изготовителе продукции, обладателе авторских и смежных прав на произведения и фонограммы.

Требования к аудио- и видеопродукции также регламентированы в рамках государственного стандарта СТБ 1400-2003 «Товары непродовольственные. Информация для потребителя. Общие требования».

В Республике Беларусь приняты нормативные правовые акты по вопросам оценки объектов интеллектуальной собственности, постановки их на бухгалтерский учет в качестве нематериальных активов, стимулирования процессов создания, охраны и коммерциализации интеллектуальной собственности.

С учетом стоящих в сфере охраны и управления интеллектуальной собственности задач подготовлен и находится на рассмотрении Правительства проект Государственной программы охраны и управления интеллектуальной собственностью в Республике Беларусь на 2007-2010 гг., которым предусмотрены меры, направленные на дальнейшее поэтапное совершенствование системы охраны и управления интеллектуальной собственностью. Наряду с другими мероприятиями, проектом Государственной программы предусмотрено:

– развитие отраслевой и региональной инфраструктуры охраны и управления интеллектуальной собственностью, в том числе, развитие и укрепление патентно-лицензионных служб в министерствах, учреждениях науки и образования, иных организациях;

– пересмотр и совершенствование учетной, особенно в бюджетной сфере, оценочной и амортизационной политики субъектов хозяйствования, создающих и использующих объекты интеллектуальной собственности;

– внесение изменений и дополнений в законодательство, касающееся распределения прав на результаты интеллектуальной деятельности, созданные за счет бюджетных средств;

– создание системы контроля и регулирования рынка интеллектуальной собственности.

 

5. По информации Патентного Управления Государственного агентства по стандартизации, метрологии и патентам Азербайджанской Республики в настоящее время во исполнение решения 15-го заседания МГСОПС готовится ряд соответствующих нормативно-правовых документов.

 

6. В текущем году были внесены дополнения в действующее законодательство Кыргызской Республики в области интеллектуальной собственности. В частности, внесены положения, предусматривающие создание правовых основ передачи прав на объекты интеллектуальной собственности, финансируемых из государственного бюджета и созданных при выполнении работ по государственным контрактам для государственных нужд Кыргызской Республики.

Также были проведены следующие мероприятия: образование Государственного центра инновационных технологий «Инновация» при Кыргызпатете (ГЦИТ «Инновация»), создание Государственного инновационного фонда Кыргызской Республики, принятие Концепции государственной инновационной политики Кыргызской Республики на 2003-2005 гг.

 

7. В Роспатенте было разработано Положение об отборе 100 лучших изобретений России, основной задачей которого является выявление, стимулирование и поощрение перспективных отечественных научно-технических разработок с целью их дальнейшей коммерциализации.

Отбор лучших изобретений производится из базы данных перспективных изобретений, которая в настоящее время насчитывает около 1000 изобретений российских патентообладателей. База данных размещена на сайте Роспатента и ФГУ ФИПС (поисковая система).

Выпуск информации о перспективных изобретениях производится также на CD-и DVD-ROM.

Кроме того, выпускается сборник «Приоритетные направления развития науки и технологий и перспективные изобретения», который выходит два раза в год. Информация о перспективных изобретениях публикуется также в журнале «Интеллектуальная собственность», а при необходимости и в других журналах.

За десять месяцев 2006 г. в 6 федеральных округах Российской Федерации было организованно и проведено с участием специалистов Роспатента и ФГУ ФИПС 34 конференции и семинара по актуальным вопросам, связанных с охраной и защитой объектов интеллектуальной собственности, в том числе 8 – по вопросам, связанным с правовым статусом и использованием так называемых «советских обозначений», получивших правовую охрану, в качестве товарных знаков в государствах-участниках Соглашения о сотрудничестве по пресечению правонарушений в области интеллектуальной собственности.

 

8. В 2006 году в рамках гармонизации национального законодательства Республика Узбекистан присоединилась к следующим договорам и соглашениям ВОИС:

– Локарнскому соглашению об учреждении Международной классификации промышленных образцов, подписанному в Локарно 8 октября 1968 года (вступило в силу с 19.07.2006 года);

– Договору о патентном праве, принятому Дипломатической конференцией 1 июня 2000 года в Женеве (PLT) (вступил в силу с 19.07.2006 года);

– Протоколу к Мадридскому соглашению о международной регистрации знаков (Мадрид, 27 июня 1989г.) (вступил в силу с 27.12.2006 года).

В январе 2006 года Республика Узбекистан вступила в Евразийское экономическое сообщество. Представители Государственного патентного ведомства приняли участие в совещаниях экспертов правительств государств-членов ЕврАзЭС по проекту Соглашения об охране и защите прав интеллектуальной собственности в государствах-членах Евразийского экономического сообщества (9-10 марта, 1-2 июня, 22-23 августа, 9-10 ноября 2006 г., г. Москва), по результатам проведения которых одобрен разработанный проект Соглашения.

С 27 октября 2006 г. вступило в силу Соглашение между Правительством Республики Узбекистан и Правительством Республики Казахстан о сотрудничестве в области охраны интеллектуальной собственности, подписанное 20 марта 2006 года в г. Ташкенте.

В 2006 году приняты следующие законы:

– Закон Республики Узбекистан «О фирменных наименованиях» от 18 сентября 2006 г. № ЗРУ – 51;

– Закон Республики Узбекистан «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с принятием Закона Республики Узбекистан «О фирменных наименованиях» от 18 сентября 2006 г. № ЗРУ – 52;

– Разработан и внесен на рассмотрение в Законодательную палату Олий Мажлиса Республики Узбекистан Закон Республики Узбекистан «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров».

В целях дальнейшего развития научно-технической и инновационной деятельности, эффективности использования научно-технического потенциала, снижения затрат юридических и физических лиц, связанных с предоставлением правовой охраны изобретениям, полезным моделям, промышленным образцам, селекционным достижениям, регистрацией товарных знаков, знаков обслуживания, наименований мест происхождения товаров, программ для ЭВМ и баз данных, топологий интегральных микросхем, принято постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан от 20 апреля 2006 г. № 65 «Об утверждении Положения о патентных пошлинах и ставок патентных пошлин».

Во исполнение Закона Республики Узбекистан «О присоединении Республики Узбекистан к Протоколу к Мадридскому соглашению о международной регистрации знаков (Мадрид, 27 июня 1989 года)» принято Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан от 21 декабря 2006 г. № 263 «Об установлении ставок индивидуальных пошлин, взимаемых при международной регистрации знаков в соответствии с Протоколом к Мадридскому соглашению о международной регистрации знаков (Мадрид, 27 июня 1989 года)».

За период с 2003 по 2005 гг. Республика Узбекистан присоединилась к следующим конвенциям ВОИС:

– Конвенция по охране новых сортов и растений (вступила в силу с 14.12.2004 года);

– Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений (вступила в силу с 19.04.2005 года).

На 2007 год запланирована следующая работа по совершенствованию правовой базы в области охраны объектов интеллектуальной собственности:

– Разработка проекта Закона «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Узбекистан «Об изобретениях, полезных моделях и промышленных образцах».

 

9. AGEPI, которое является представителем Республики Молдова в МГСОПС, приняло участие в работе Международного семинара по вопросам промышленной собственности в странах Содружества Независимых Государств и XV-м заседании МГСОПС, проведенных в период с 12 по 15 июня 2006 года в г. Бишкек Кыргызской республики.

В плане реализации Концепции межгосударственной инновационной политики государств-участников СНГ на период до 2005 года Правительством Республики Молдова утверждена Стратегия по поддержке развития малых и средних предприятий на 2006-2008 годы.

Раз в триместр проводится выборка изобретений, получивших охрану, для их последующего внедрения Бизнес-инкубатором «Eliri-Inc», а также заинтересованными министерствами и ведомствами.

Проведено два заседания Национального клуба партнерства: «Наука & Бизнес», по таким важнейшим тематикам, как аграрные биотехнологии, продовольственная безопасность, нанотехнологии, возобновляемые источники энергии и т.д.

Издается и бесплатно распространяется информация в области интеллектуальной собственности в рамках национальных и международных выставок, семинаров и конференций.

Была продолжена деятельность по продвижению и финансовой поддержке изобретателей для участия в работе международных выставок и салонов изобретений, новых технологий и товаров в Женеве, Брюсселе, Киеве, Севастополе и Бухаресте.

Вместе с тем, в письме AGEPI отмечается, что как Комплексный план реализации Концепции межгосударственной инновационной политики государств-участников СНГ на период до 2005 года, так и п. 4 части VI плана реализации важнейших мероприятий, направленных на развитие и повышение эффективности взаимодействия государств участников СНГ в экономической сфере в 2003–2010 гг., потеряли свою актуальность, так как сроки исполнения запланированных в данных документах мероприятий истекли в 2005 году.

В связи с этим, была высказана необходимость пересмотра вопроса о целесообразности дальнейшего представления в Исполнительный комитет СНГ информации относительно выполнения мероприятий, предусмотренных данными документами.

 

 

Приложения:

1. Список членов Рабочей группы по обсуждению вопросов по поддержке малого и среднего предпринимательства, развитию инновационной деятельности, учету и оценке стоимости объектов интеллектуальной собственности, вопросам осуществления прав и учета баланса интересов государства на объекты интеллектуальной собственности, созданных за счет государственного бюджета

2. Рекомендации по учету и оценке стоимости интеллектуальной собственности

3. Замечания и предложения стран-участниц МГСОПС к проекту Рекомендаций по учету и оценке стоимости объектов интеллектуальной собственности 

 
 

Проект

Список членов Рабочей группы по обсуждению вопросов по поддержке малого и среднего предпринимательства,
развитию инновационной деятельности, учету и оценке стоимости объектов интеллектуальной собственности,
вопросам осуществления прав и учета баланса интересов государства на объекты интеллектуальной собственности,
созданных за счет государственного бюджета

№ п/п
Страна
Ф.И.О
Должность
1. Азербайджанская Республика    
2. Республика Армения Асцатрян Лариса Егишевна Главный специалист отдела экспертизы изобретений и полезных моделей Агентства по интеллектуальной собственности Республики Армения
3. Республика Беларусь Турлюк Татьяна Ивановна Начальник отдела регистрации и экономики промышленной собственности управления информационного обеспечения и экономики интеллектуальной собственности Национального центра по интеллектуальной собственности Республики Беларусь (заместитель председателя Рабочей группы)
Сесицкий Евгений Поликарпович Главный специалист отдела методологии управления информационного обеспечения и экономики интеллектуальной собственности Национального центра по интеллектуальной собственности Республики Беларусь
4. Республика Казахстан Жакыпбаева Бибинур Муратжановна Ведущий эксперт службы коммерциализации и оценки «Национального института интеллектуальной собственности» Комитета по правам интеллектуальной собственности Министерства юстиции Республики Казахстан
5. Кыргызская Республика Адилов Тимур Марильевич Начальник отдела инноваций, оценки и коммерциализации интеллектуальной собственности Государственного агентства по интеллектуальной собственности при Правительстве Кыргызской Республики
6. Республика Молдова Бадыр Юрий Михайлович Начальник отдела стратегии и оценки Государственного агентства по интеллектуальной собственности Республики Молдова
7. Российская Федерация Редкобородый Юрий Петрович Начальник Управления по надзору и контролю за соблюдением прав Российской Федерации на результаты научно-технической деятельности Роспатента
Клефортов Донат Борисович Советник отдела по надзору и контролю за использованием и передачей РНТД за рубеж Управления по надзору и контролю за соблюдением прав Российской Федерации на результаты научно-технической деятельности Роспатента
8. Республика Таджикистан Купайи Геннадий Джавадович Первый заместитель директора Национального патентно-информационного центра Министерства экономического развития и торговли Республики Таджикистан
9. Республика Узбекистан Ермолаева Валентина Васильевна Первый заместитель директора Государственного патентного ведомства Республики Узбекистан (председатель Рабочей группы)
10. Республика Украина Саверченко Елена Александровна Начальник отделения экономического регулирования промышленной собственности Государственного предприятия «Украинский институт промышленной собственности»
 


 

Рекомендации по учету и оценке стоимости интеллектуальной собственности

I. Общие положения

II. Термины и определения

III. Основы организации проведения работ

IV. Методические основы определения рыночной стоимости и иной стоимости интеллектуальной собственности

V. Отчет об оценке

 
 

1.1 Настоящие рекомендации по учету и оценке стоимости интеллектуальной собственности (далее – рекомендации) являются рекомендательным документом и могут применяться при разработке национальных стандартов и рекомендаций, обязательных к применению субъектами оценочной деятельности при определении рыночной стоимости и иных видов стоимости, интеллектуальной собственности.

1.2 Настоящие рекомендации применяется для целей обеспечения гражданского оборота в отношении следующих объектов оценки:

(a) исключительных прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, товарные знаки и знаки обслуживания, программы для ЭВМ и базы данных, топологии интегральных микросхем, селекционные достижения, произведения науки, литературы или искусства и другие объекты интеллектуальной собственности;

(b) прав на секреты производства (ноу-хау), охраняемых в режиме коммерческой тайны;

(c) права на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции, выполняемых работ или услуг, передаваемых по договору, в том числе по лицензионному договору, авторскому договору, договору о передачи прав на использование топологии интегральных микросхем, программы для ЭВМ или базы данных, иному договору.

1.3 Оценка объектов интеллектуальной собственности может проводиться в целях:

(a) купли-продажи (переуступки) прав на объекты интеллектуальной собственности;

(b) проведения инвентаризации (учета) и введении интеллектуальной собственности в хозяйственный оборот;

(c) формирования уставного капитала;

(d) залога;

(e) привлечения инвестиций;

(f) заключения лицензионных соглашений;

(g) страхования;

(h) дарения или безвозмездной передачи;

(i) наследования;

(j) другие целей.

II. Термины и определения 
 

2.1 Оценочная деятельность – профессиональная деятельность субъектов оценочной деятельности, направленная на установление в отношении объектов оценки рыночной или иной стоимости.

2.2 Рыночная стоимость объекта оценки – наиболее вероятная цена, по которой объект оценки на дату оценки может перейти от одной стороны (продавец) к другой (покупатель). При этом сделка совершается сторонами на добровольной основе на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно и без принуждения, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.

2.3 Стоимость объекта оценки с ограниченным рынком – стоимость объекта оценки, продажа которого на открытом рынке невозможна или требует дополнительных затрат по сравнению с затратами, необходимыми для продажи свободно обращающихся на рынке товаров.

2.4 Стоимость замещения объекта оценки – сумма затрат на создание объекта, аналогичного объекту оценки, в рыночных ценах, существующих на дату проведения оценки, с учетом морального износа объекта оценки.

2.5 Моральный износ – потеря целесообразности использования объекта оценки вследствие научно-технического прогресса и (или) изменения потребительских предпочтений.

2.6 Стоимость объекта оценки при существующем использовании - стоимость объекта оценки, определяемая исходя из существующих условий и цели его использования. Вид рассчитываемой стоимости определяется в соответствии с целью оценки и действиями, для которых оценка производится.

2.7 Инвестиционная стоимость объекта оценки – стоимость объекта оценки, определяемая исходя из его доходности для конкретного лица при заданных инвестиционных целях.

2.8 Ликвидационная стоимость объекта оценки – стоимость объекта оценки в случае, если объект оценки должен перейти от одной стороны сделки к другой в срок меньше обычного срока экспозиции аналогичных объектов и не достаточный для определения рыночной стоимости объекта оценки;

2.9 Специальная стоимость объекта оценки – стоимость, для определения которой в договоре об оценке или нормативном правовом акте оговариваются условия, не включенные в понятие рыночной или иной стоимости, указанной в настоящих рекомендациях.

2.10 Метод оценки – способ расчета стоимости объекта оценки в рамках одного из подходов к оценке.

2.11 Доходный подход к оценке – совокупность методов оценки стоимости объекта оценки, основанных на определении возможности получения ожидаемых доходов или выгод от объекта оценки.

2.12 Затратный подход к оценке – совокупность методов оценки стоимости объекта оценки, основанных на определении затрат, необходимых для создания, восстановления либо замещения объекта оценки, с учетом его морального износа.

2.13 Сравнительный подход к оценке – совокупность методов оценки стоимости объекта оценки, основанных на сравнении объекта оценки с аналогичными объектами, в отношении которых имеется информация о ценах сделок с ними.

2.14 Дата проведения оценки – календарная дата, по состоянию на которую определяется стоимость объекта оценки.

2.15 Цена – денежная сумма, предлагаемая или уплаченная за объект оценки или его аналог.

2.16 Аналог объекта оценки – сходный по основным правовым, техническим, экономическим и другим характеристикам объекту оценки другой объект, цена которого известна из сделки, состоявшейся при сходных условиях.

2.17 Итоговая величина стоимости объекта оценки – величина стоимости объекта оценки, полученная как итог обоснованного оценщиком обобщения результатов расчетов стоимости объекта оценки при использовании различных подходов к оценке и методов оценки.

 
III. Основы организации проведения работ 
 

3.1 Проведение оценки включает в себя следующие этапы:

Первый – предварительный этап, включающий в себя заключение с заказчиком договора об оценке.

Второй этап – подготовительный, включающий в себя идентификацию охранных документов на объекты интеллектуальной собственности (правовую экспертизу), проверку достоверности представленного оценщику информационного массива для определения стоимости в соответствии с установленным перечнем исходных данных. В рамках правовой экспертизы идентифицируются права на объекты интеллектуальной собственности путем проверки наличия документов, подтверждающих принадлежность имущественных прав.

Третий этап – расчетный, включающий в себя:

а) непосредственное проведение необходимых расчетов методами в рамках каждого из подходов, определенными на подготовительном этапе;

б) обобщение результатов, полученных в рамках каждого из подходов к оценке, и определение итоговой величины стоимости объекта оценки.

Четвертый этап – заключительный, включает в себя составление и передачу заказчику отчета об оценке.

3.2 При проведении оценки объекта на основании определения суда, арбитражного суда, третейского суда или решения уполномоченного национального органа по контролю за осуществлением оценочной деятельности используют вид стоимости объекта оценки, указанный в соответствующем определении или решении.

3.3 Оценка объекта может проводиться оценщиком только при соблюдении требования независимости оценщика, предусмотренного национальным законодательством.

3.4 При заключении договора об оценке оценщик предоставляет заказчику информацию о требованиях национального законодательства по оценочной деятельности, в том числе по существующему порядку лицензирования, квалификации и обязанностях оценщика, а также о стандартах оценки.

3.5 Оценщик при проведении оценки использует (или обосновывает отказ от использования) затратный, сравнительный и доходный подходы к оценке. Оценщик в соответствии с национальным законодательством вправе самостоятельно определять в рамках каждого из подходов к оценке конкретные методы оценки. При этом учитывается объем и достоверность рыночной информации, доступной для использования того или иного метода.

3.6 При установлении оценщиком невозможности определения рыночной стоимости объекта оценки договором на проведение оценки или национальными нормативными документами может быть предусмотрена возможность установления в таком случае иных видов стоимости.

3.7 Оценщик определяет итоговую величину стоимости объекта оценки путем обоснованного обобщения результатов расчета стоимости интеллектуальной собственности, полученных при использовании различных подходов к оценке.

 
IV. Методические основы определения рыночной стоимости и иной стоимости интеллектуальной собственности 
 

4.1 При определении рыночной стоимости интеллектуальной собственности следует руководствоваться следующими методическими основами:

(a) рыночную стоимость имеют объекты оценки, способные удовлетворять конкретные потребности при их использовании в течение определенного периода времени (принцип полезности);

(b) рыночная стоимость объекта оценки зависит от спроса и предложения на рынке и характера конкуренции продавцов и покупателей (принцип спроса и предложения);

(c) рыночная стоимость объекта оценки не может превышать наиболее вероятные затраты на приобретение объекта эквивалентной полезности (принцип замещения);

(d) рыночная стоимость объекта оценки зависит от ожидаемой величины, продолжительности и вероятности получения доходов (выгод), которые могут быть получены за определенный период времени при наиболее эффективном его использовании (принцип ожидания);

(e) рыночная стоимость объекта оценки изменяется во времени и определяется на конкретную дату (принцип изменения);

(f) рыночная стоимость объекта оценки зависит от внешних факторов, определяющих условия их использования, например, обусловленных действием рыночной инфраструктуры, международного и национального законодательства, политикой государства в области интеллектуальной собственности, возможностью и степенью правовой охраны и других (принцип внешнего влияния);

(g) рыночная стоимость интеллектуальной собственности определяется исходя из наиболее вероятного использования интеллектуальной собственности, являющегося реализуемым, экономически оправданным, соответствующим требованиям законодательства, финансово осуществимым и в результате которого расчетная величина стоимости интеллектуальной собственности будет максимальной (принцип наиболее эффективного использования). Наиболее эффективное использование интеллектуальной собственности может не совпадать с ее текущим использованием.

4.2 При определении рыночной стоимости интеллектуальной собственности следует учитывать:

(a) нематериальный, уникальный характер объекта оценки;

(b) текущее использование объекта интеллектуальной собственности;

(c) возможные отрасли использования, наиболее вероятные емкость и долю рынка, издержки на производство и реализацию продукции, выпускаемую с использованием объекта интеллектуальной собственности, объем и временную структуру инвестиций, требуемых для освоения и использования объекта интеллектуальной собственности в той или иной отрасли;

(d) риски освоения и использования объекта интеллектуальной собственности в различных отраслях, в том числе риски недостижения технических, экономических, эксплуатационных и экологических характеристик, риски недобросовестной конкуренции и другие;

(e) стадии разработки и промышленного освоения объекта интеллектуальной собственности;

(f) возможность и степень правовой охраны;

(g) объем передаваемых прав и других условий договоров о создании и использовании объекта интеллектуальной собственности;

(h) способ выплаты вознаграждения за использование объекта интеллектуальной собственности;

(i) другие факторы.

A) Основы доходного подхода

 

А.1 Использование доходного подхода осуществляется при условии возможности получения доходов (выгод) от использования интеллектуальной собственности.

А.2 Доходом от использования интеллектуальной собственности является разница за определенный период времени между денежными поступлениями и денежными выплатами (далее – денежный поток), получаемая правообладателем за предоставленное право использования интеллектуальной собственности.

А.3 Величина платежей за предоставленное право использования интеллектуальной собственности рассчитывается на основе наиболее вероятного значения, которое может сложиться, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине платежей не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.

А.4 Основными формами получения доходов от использования интеллектуальной собственности могут быть:

(a) экономия затрат на производство и реализацию продукции (работ, услуг) и/или на инвестиции в основные и оборотные средства, в том числе фактическое снижение затрат, отсутствие затрат на получение права использования интеллектуальной собственности (например, отсутствие лицензионных платежей, отсутствие необходимости выделения из прибыли наиболее вероятной доли лицензиара);

(b) денежные поступления от продажи лицензий (паушальные платежи, роялти, комбинированные платежи) за минусом затрат на оформление документации и подготовку сделки;

(c) увеличение цены единицы выпускаемой продукции (работ, услуг);

(d) увеличение физического объема продаж выпускаемой продукции (работ, услуг);

(e) снижение выплат налогов и (или) иных обязательных платежей;

(f) снижение риска получения денежного потока от использования объекта оценки;

(g) улучшение временной структуры денежного потока от использования объекта оценки;

(h) различные комбинации указанных форм и иные формы.

А.5 Доходы от использования оцениваемой интеллектуальной собственности определяются на основе прямого сопоставления величины, риска и времени получения денежного потока от использования интеллектуальной собственности с величиной, риском и временем получения денежного потока, который получил бы правообладатель, при неиспользовании интеллектуальной собственности.

А.6 В соответствии с выбранным видом стоимости объекта оценки определение стоимости интеллектуальной собственности с использованием доходного подхода осуществляется путем дисконтирования или капитализации денежных потоков от использования интеллектуальной собственности.

А.7 Дисконтирование - процесс приведения всех будущих денежных потоков от использования интеллектуальной собственности к дате проведения оценки по определенной оценщиком ставке дисконтирования.

А.8 Определение стоимости интеллектуальной собственности, основанное на дисконтировании, включает следующие основные процедуры:

(a) определение величины и временной структуры денежных потоков, создаваемых использованием интеллектуальной собственности;

(b) определение величины соответствующей ставки дисконтирования;

(c) расчет стоимости интеллектуальной собственности путем дисконтирования всех денежных потоков, связанных с использованием интеллектуальной собственности.

А.9 При расчете ставки дисконтирования для денежных потоков, создаваемых оцениваемой интеллектуальной собственностью, следует учитывать: безрисковую ставку отдачи на капитал; величину премии за риск, связанный с инвестированием капитала в приобретение оцениваемой интеллектуальной собственности; ставки отдачи на капитал аналогичных по уровню риска инвестиций. При этом безрисковая ставка отдачи на капитал определяется как ставка отдачи при наименее рискованном вложении капитала (например, ставка доходности по депозитам банков высшей категории надежности или ставка доходности по государственным ценным бумагам).

А.10 Капитализация ? определение на дату проведения оценки стоимости всех будущих равных между собой или изменяющихся с одинаковым темпом, будущих величин денежных потоков от использования интеллектуальной собственности.

А.11 Определение стоимости интеллектуальной собственности, основанное на капитализации, включает следующие основные процедуры:

(a) определение денежных потоков, создаваемых использованием интеллектуальной собственности;

(b) определение величины соответствующей ставки капитализации денежных потоков от использования интеллектуальной собственности;

(c) расчет рыночной стоимости интеллектуальной собственности путем капитализации денежных потоков от использования интеллектуальной собственности.

B) Основы сравнительного подхода

 

В.1 Определение стоимости с использованием сравнительного подхода включает следующие основные процедуры:

(a) определение элементов, по которым осуществляется сравнение объекта оценки с аналогами, причём к элементам сравнения относятся факторы, изменение которых влияет на рыночную стоимость объекта оценки;

(b) определение по каждому из элементов сравнения характера и степени отличий каждого аналога от оцениваемой интеллектуальной собственности;

(c) определение по каждому из элементов сравнения корректировок цен аналогов, соответствующих характеру и степени отличий каждого аналога от оцениваемой интеллектуальной собственности;

(d) расчет стоимости интеллектуальной собственности путем обоснованного обобщения скорректированных цен аналогов.

В.2 Наиболее важными элементами сравнения, как правило, являются:

(a) объем оцениваемых имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности;

(b) условия финансирования сделок с интеллектуальной собственностью (соотношение собственных и заемных средств, условия предоставления заемных средств);

(c) изменение цен на интеллектуальную собственность за период с даты заключения сделки с аналогом до даты проведения оценки;

(d) отрасль, в которой были или будут использованы объекты интеллектуальной собственности;

(e) территория, на которую распространяется действие предоставляемых прав;

(f) физические, функциональные, технологические, экономические характеристики аналогичные оцениваемому объекту;

(g) спрос на продукцию, которая может производиться или реализовываться с использованием интеллектуальной собственности;

(h) наличие конкурирующих предложений;

(i) относительный объем реализации продукции (работ, услуг), произведенной с использованием интеллектуальной собственности;

(j) срок полезного использования интеллектуальной собственности;

(k) уровень затрат на освоение интеллектуальной собственности;

(l) условия платежа при совершении сделок с интеллектуальной собственностью;

(m) обстоятельства совершения сделок с интеллектуальной собственностью.

C) Основы затратного подхода

 

С.1 Использование затратного подхода осуществляется для определения затрат, необходимых для создания, восстановления, либо замещения объекта оценки, и включает следующие основные процедуры:

(a) определение суммы фактически понесённых затрат на создание объекта оценки и приведение его в состояние, пригодное к использованию, или затрат на создание нового объекта, аналогичного объекту оценки;

(b) определение величины износа объекта оценки на дату оценки по отношению к новому аналогичному объекту оценки;

(c) расчет стоимости объекта оценки путем вычитания из суммы понесённых затрат или затрат на создание нового объекта, аналогичного объекту оценки, величины износа объекта оценки.

С.2 Сумма затрат на создание объекта оценки или нового объекта, аналогичного оцениваемому объекту интеллектуальной собственности, может быть определена путем индексации фактически понесенных в прошлом правообладателем затрат на создание оцениваемого объекта интеллектуальной собственности или путем калькулирования в ценах и тарифах, действующих на дату оценки, всех ресурсов (элементов затрат), необходимых для создания аналогичного объекта интеллектуальной собственности. При проведении индексации следует руководствоваться индексами изменения цен по элементам затрат. При отсутствии доступной достоверной информации об индексах изменения цен по элементам затрат возможно использование индексов изменения цен по соответствующим отраслям промышленности или других соответствующих индексов.

 
 

5.1 Результаты оценки оформляют в виде письменного отчета об оценке в соответствии с требованиями национального законодательства и национальных нормативных актов по оценочной деятельности.

5.2 В отчет об оценке стоимости интеллектуальной собственности рекомендуется включать:

(a) формулировку цели оценки и планируемого использования результатов оценки;

(b) описание допущений, ограничений и всех возможных особых обстоятельств, условий, существенных для выполнения оценки и понимания полученных результатов;

(c) описание объекта оценки (область применения, владелец, объем прав, а также иные характеристики);

(d) описание правомерности использования оцениваемого объекта;

(e) описание продукции (работ, услуг), производимых с использованием оцениваемого объекта;

(f) описание рынка продукции (работ, услуг), производимой и реализуемой с использованием оцениваемого объекта;

(g) описание источников получения доходов (выгод) от использования оцениваемого объекта;

(h) описание применяемых в рамках используемых подходов методов оценки и обоснование их выбора;

(i) расчеты с применением выбранных методов оценки;

(j) определение итоговой величины рыночной стоимости оцениваемого объекта.

5.3 Итоговая величина стоимости объекта оценки должна быть выражена денежной суммой с указанием наименования валюты, в которой произведена оценка, если национальным законодательством и (или) договором об оценке не предусмотрено иное.

5.4 Итоговая величина стоимости объекта оценки, указанная в отчете об оценке, составленном в порядке и на основании требований, установленных национальным законодательством и национальными нормативными актами по оценочной деятельности уполномоченного органа по контролю за осуществлением оценочной деятельности, может быть признана рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если с даты составления отчета об оценке до даты совершения сделки с объектом оценки или даты представления публичной оферты прошло не более 6 месяцев.

 
 
Приложение 3  

Замечания и предложения стран-участниц МГСОПС к проекту Рекомендаций по учету и оценке стоимости объектов интеллектуальной собственности

№ п/п
Страна-участник МГСОПС
Состав замечаний
Примечание
1. Азербайджанская Республика Поэтому предлагаем следующую редакцию определения, приведенного в пункте 2.2: «Рыночная стоимость объекта оценки – расчетная стоимость объекта оценки, по которой объект оценки может перейти на дату оценки от одной стороны (продавец) к другой (покупатель) в результате коммерческой сделки на добровольной основе после соответствующего маркетинга, при которой каждая, из сторон располагая необходимой информацией, действует компетентно, расчетливо и без принуждения». Принято
В пункте 2.3 раздела «Термины и определения» формулировка определения требует коррекции, поэтому предлагается следующая редакция определения: «Стоимость объекта оценки в условиях ограниченного рынка - стоимость объекта оценки, которая ввиду особых условий рынка, требует проведение маркетинга в течение длительного периода времени». Принято
В пункте 2.7 раздела «Термины и определения» формулировка определения предлагается в следующей редакции: «Ликвидационная стоимость объекта оценки – стоимость объекта оценки, по которой объект оценки может быть продан в сроки недостаточные для проведения необходимого маркетинга для установления его рыночной стоимости». Принято
2. Республика Армения Замечаний и предложений не имеет  
3. Республика Беларусь 1. На основании того, что ОИС не имеют физического износа, полагаем допустимым в пункте 2.4 раздела II проекта Рекомендаций слова «с учетом износа или устаревания объекта оценки» заменить на слова «с учетом морального износа объекта оценки», в пункте 2.11 раздела II слова «с учетом его устаревания» – на слова «с учетом его морального износа». Раздел II дополнить пунктом следующего содержания: «Моральный износ – потеря целесообразности использования объекта оценки вследствие научно-технического прогресса и (или) изменения потребительских предпочтений». Принято
2. Пункты 2.2 – 2.8 раздела II проекта Рекомендаций выделить в отдельный раздел «Виды стоимости», дополнив пунктом следующего содержания: «Вид рассчитываемой стоимости определяется в соответствии с целью оценки и действиями, для которых оценка производится». Частично принято. Определение в п. 2.6 дополнено, изменение структуры раздела в данном случае представляется нецелесообразным.
3. Пункты 2.10, 2.11 и 2.12 раздела II полагаем возможным изложить в разделах А, В и С соответственно. Не принято, поскольку в данном случае Роспатенту представляется целесообразным разместить их в разделе с основными определениями
4. Обращаем Ваше внимание на то, что содержание пункта 3.7 раздела III повторяет содержание пункта 2.16 раздела II проекта Рекомендаций. Принято
5. Пункт 5.3 раздела V проекта Рекомендаций предлагаем изложить в следующей редакции: «Итоговая величина стоимости объекта оценки должна быть выражена денежной суммой с указанием наименования валюты, в которой произведена оценка, если национальным законодательством и (или) договором об оценке не предусмотрено иное». Принято
4. Республика Казахстан 2. Дать определение понятия интеллектуальной собственности, как объекта оценки. Не принято, поскольку при проведении оценки субъекты оценочной деятельности исходят из национального законодательства.
3. Дать определение понятия «субъект оценочной деятельности». Не принято. Согласно Федеральному закону от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» субъектами оценочной деятельности признаются физические лица, являющиеся членами одной из саморегулируемых организаций оценщиков и застраховавшие свою ответственность в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона (далее - оценщики). Размещение данного определения в методических рекомендациях не целесообразно, поскольку оно может расходится с национальными законодательствами стран-участниц МГСОПС
4. Указать синонимы слов «гражданский оборот», например как «хозяйственный оборот», в связи с применением в России законодательно установленного понятия «гражданский оборот», а в Казахстане - «хозяйственный оборот». Не принято, поскольку в Российской Федерации термины «гражданский оборот» и «хозяйственный оборот» равнозначны и используются в ГК РФ и других законодательных актах и правоустанавливающих документах.
5. Дать определение понятия «подход к оценке». Понятие раскрывается по тексту рекомендаций
6. Перечислить цели оценки интеллектуальной собственности, которыми могут быть:

– купля-продажа (переуступка) прав на объекты интеллектуальной собственности;

– инвентаризация (учет) и введение оценки интеллектуальной собственности в хозяйственный оборот;

– формирование уставного капитала;

– залог;

– привлечение инвестиций;

– заключение лицензионных соглашений;

– страхование;

– дарение или безвозмездная передача;

– наследование;

– другие цели.

Принято
7. Подробнее описать процедуру оценки интеллектуальной собственности и определить следующие этапы:

Первый – предварительный этап, включающий в себя заключение с заказчиком договора об оценке.

Второй этап – подготовительный, включающий в себя идентификацию охранных документов на объекты интеллектуальной собственности (правовую экспертизу), проверку достоверности представленного оценщику информационного массива для определения стоимости в соответствии с установленным перечнем исходных данных. В рамках правовой экспертизы идентифицируются права на объекты интеллектуальной собственности путем проверки наличия документов, подтверждающих принадлежность имущественных прав.

Третий этап – расчетный, включающий в себя:

а) непосредственное проведение необходимых расчетов методами в рамках каждого из подходов, определенными на подготовительном этапе;

б) обобщение результатов, полученных в рамках каждого из подходов к оценке, и определение итоговой величины стоимости объекта оценки.

Четвертый этап – заключительный, включает в себя составление и передачу заказчику отчета об оценке.

Принято
8. Проект не содержит рекомендаций по учету нематериальных активов. Не принято, поскольку учет нематериальных активов определяется национальным законодательством стран-участниц МГСОПС
9. По нашему мнению при разработке проекта подобных рекомендаций целесообразно провести анализ действующего законодательства по оценке интеллектуальной собственности и учету нематериальных активов стран, для которых они предназначены. Не принято, поскольку анализ действующего законодательства по оценке интеллектуальной собственности и учету нематериальных активов стран, для которых они предназначены есть тема отдельной научной работы
5. Республика Таджикистан 1. В пункте 1.1 в конце абзаца вместо ****и иных видов стоимости, отличных от рыночной стоимости, интеллектуальной стоимости**** скорее всего, должно быть ***и иных видов стоимости, отличных от рыночной стоимости, интеллектуальной собственности.*** Принято
2. В пункте А.1 ****всех БУДУЩИХ равных между собой или изменяющихся с одинаковым темпом, БУДУЩИХ величин денежных потоков от использования интеллектуальной собственности.*** Одно слово "будущих" является лишним. Принято
3. В пункте B(f) фраза "аналогичных с оцениваемым объектом" не согласуется с "Физические, функциональные, технологические, экономические характеристики". Скорее всего, нужно написать "аналогичные оцениваемому объекту". Принято
4. В пункте С.1 первое слово должно быть не "Использованием", а "Использование" Принято
Замечание по названию "Рекомендации по учету и оценке" 1. Может быть будет лучше "Рекомендации по оценке и учету". По логике сначала объект оценивают, а потом ставят на учет. Не принято, поскольку целесообразнее сначала поставить на учет (т. е. определить состав и наименование объекта интеллектуальной собственности), а потом провести его оценку
2. Хотя в название входит слово "учет", никаких рекомендаций по учету в документе нет Не принято, поскольку порядок учета объектов интеллектуальной собственности определяется национальными законодательствами стран-участниц МГСОПС
 



Дата последнего обновления: 31.07.2013 17:50
Photo of the building

Подведомственные учреждения
ФИПС РГАИС ФАПРИД