Версия для слабовидящих English version О Роспатенте Деятельность Госзакупки Госслужба Нормативно-правовые акты Пресс-центр Прием обращений Ссылки

Зарубежное патентование

 

Заинтересованность в охране промышленной собственности возникла еще в XV веке. Что касается зарубежного патентования, то в числе стран, первыми на практике осуществивших правовое регулирование вопросов, связанных с предоставлением охраны промышленной собственности иностранцам, можно выделить Англию, которая в качестве одного из путей экономического подъема использовала привлечение ремесленников из-за границы, создавая благоприятные условия для развития разных отраслей промышленности, процветавших в других странах. Для иностранцев в Англии было узаконено «открытое письмо» (Litterae patentes), обеспечивающее королевскую защиту и дающее право на привилегии, представлявшие собой ограниченное по сроку разрешение на занятие определенным ремеслом и изготовление товаров в той или иной отрасли промышленности. В это же время в Англии появился и термин «патент».

Но особую актуальность проблема охраны промышленной собственности за рубежом приобрела в начале 70-х гг. XIX века, когда бурное научно-техническое и экономическое развитие активизировало международную торговлю. Организация первых международных промышленных выставок обусловила необходимость охраны экспонируемых там образцов, и, поскольку охрана изобретений, знаков и промышленных образцов предоставляется в виде исключительных прав на использование, а также учитывая, что законы государства в области охраны промышленной собственности регулируют только те действия, которые были совершены или осуществлены в данном государстве, в качестве первоочередной стала задача создания правовой базы, которая смогла бы определить правовой режим охраны нематериальных объектов и обеспечить их охрану за пределами отдельно взятого государства. Одним из путей решения возникшей проблемы было создание общих межгосударственных норм, определяющих перечень объектов, которым может быть предоставлена охрана, и объем исключительных прав, предоставляемых владельцу промышленной собственности за рубежом, а также разработка норм, обеспечивающих механизм защиты этих прав. Данная задача могла быть решена только путем создания международного договора, регулирующего вопросы в области охраны промышленной собственности за пределами отдельно взятого государства. Таким договором явилась Парижская конвенция по охране промышленной собственности, которая вступила в силу 7 июля 1884 г. и действует по сегодняшний день. Государства, подписавшие Парижскую конвенцию, образовали Международный союз по охране промышленной собственности, возможность вступления в который открыта для всех государств.

 

Принятие Конвенции позволило облегчить для заявителей охрану прав на результаты интеллектуальной деятельности, первоначально возникших в одном государстве, на территории других стран-участниц Конвенции за счет того, что в рамках данного международного договора удалось решить следующие вопросы:

 

1. Обеспечить, так называемый, «национальный режим», который заключается в предоставлении гражданам других государств-участников Союза (и тем, кто к ним приравнен согласно статье 3 Парижской конвенции) такой же охраны промышленной собственности, как и своим гражданам, не имея при этом права требовать взаимности, поскольку предполагается, что Конвенция достаточно обеспечивает такую взаимность обязательствами, налагаемыми на государства в силу их присоединения к Конвенции. Таким образом, государства взаимно обеспечивают не равенство конкретных прав, а равенство в правах иностранных заявителей и граждан данного государства, т. е. иностранцы получают только те права, которыми пользуются граждане данного государства.

2. Предоставить право конвенционного приоритета, т. е. право на основании правильно оформленной первой заявки, поданной в одном из договаривающихся государств, в течение определённого срока испрашивать охрану в любом другом договаривающемся государстве, сохраняя при этом в качестве даты подачи в любом другом государстве дату подачи первой заявки.

 

Однако Парижская конвенция не устранила территориальной ограниченности действия патента и не решила многих вопросов, возникающих при патентовании за рубежом. Наиболее важные вопросы патентного права, такие как перечень объектов, которым может быть предоставлена охрана, критерии охраноспособности, льготы по новизне, срок действия патента и т. д., остались в компетенции национальных патентных законодательств стран-участниц Парижской конвенции. Кроме того, Парижской конвенцией не были решены вопросы, касающиеся технической сферы рассмотрения заявок, такие, например, как унификация требований к оформлению заявки, а также не были решены вопросы организации патентного поиска и экспертизы, которые являются наиболее трудоемкими процедурами в любом патентом ведомстве.

 

Необходимость кооперации и сотрудничества в данных вопросах обусловила разработку новых договоров и соглашений в рамках Парижской конвенции, тем более что согласно статье 19 Парижской конвенции «Подразумевается, что страны Союза оставляют за собой право заключать отдельно между собой специальные соглашения по охране промышленной собственности, если эти соглашения не противоречат положениям настоящей Конвенции».

 

Эта норма позволила странам-участницам Парижской конвенции разработать и заключить между собой ряд договоров, которые более детально регулируют вопросы в технических сферах рассмотрения заявок, таких как требования к оформлению заявки, процедура подачи, условия и требования при проведении патентного поиска и предварительной экспертизы и т. д. На сегодняшний день под эгидой Парижской конвенции заключено и находится в силе в общей сложности 11 специальных соглашений, восемь из которых называются «соглашения», два – «договоры» и один – «протокол».

 

В конце 60-х – начале 70-х гг. ХХ века в связи с быстрым ростом числа заявок на патент проблема патентования встала особенно остро, идея кооперации и сотрудничества в технических сферах рассмотрения заявок на изобретения при сохранении полного суверенитета национальных патентных ведомств над правовыми вопросами была реализована сразу в двух межгосударственных договорах. Были разработаны и практически одновременно вступили в действие региональное соглашение – Европейская патентная конвенция (ЕПК) и международный договор – Договор о патентной кооперации (PCT), в каждом из которых была сделана попытка, не противореча основным положениям Парижской конвенции, не только унифицировать формальные требования к заявкам, но и урегулировать вопросы, касающиеся проведения патентного поиска и экспертизы.

 

Учитывая, что в настоящее время охрану промышленной собственности за рубежом можно осуществить в рамках различных договоров и соглашений, то немаловажным является выбор процедуры патентования, оптимальной с точки зрения коммерческих интересов будущих правообладателей.

 

В зависимости от того, какому именно объекту промышленной собственности необходимо обеспечить охрану, а также от того, на какой именно территории предпочтительна данная охрана, российские заявители могут воспользоваться следующими, доступными для них, процедурами:

 

1. Традиционная процедура, предусматривающая подачу заявки непосредственно в то национальное патентное ведомство, на территории которого заявитель заинтересован в получении охранного документа. В этом случае заявители используют права, которые им могут быть предоставлены в соответствии с Парижской конвенцией. Такая процедура оправдывает себя в тех случаях, когда заявители заинтересованы в быстрой охране своих изобретений на территории государств, число которых, как правило, не превышает трех-четырех, и в которых для заявителя уже определена перспектива реализации патентуемых изобретений.

2. Региональная процедура, в соответствии с которой зарубежное патентование осуществляется посредством подачи заявки в региональное патентное ведомство. В этом случае заявители используют те права, которые им могут быть предоставлены в соответствии с той или иной региональной конвенцией. Такая процедура оправдывает себя в тех случаях, когда заявители заинтересованы в охране своей промышленной собственности на территории нескольких государств, являющихся участниками одного и того же регионального договора или соглашения. К числу таких региональных договоров относятся Европейская и Евразийская патентные конвенции, а также Соглашение о создании африканской организации интеллектуальной собственности и Соглашение о создании африканской региональной организации по охране промышленной собственности. Два последних соглашения охватывают практически все страны Африки, причем одно из них – Соглашение о создании африканской организации интеллектуальной собственности – включает франкоязычные страны, а второе – Соглашение о создании африканской региональной организации по охране промышленной собственности – англоязычные.

3. Международная процедура, которая оправдывает себя при заинтересованности заявителя в охране своего изобретения на территории максимально возможного числа государств, в том числе на территории государств, не являющихся участниками какой-либо региональной конвенции или соглашения. В таком случае имеет смысл воспользоваться теми преимуществами, которые дают международные договоры. В области охраны таких объектов промышленной собственности как изобретения и полезные модели, к числу международных договоров относится и Договор о патентной кооперации (PCT).

 

Но, независимо от того, какая из процедур зарубежного патентования будет выбрана, любая из них предполагает знание особенностей, как национальных патентных законодательств предполагаемых государств патентования, так и международных договоров и соглашений, регулирующих процедуру зарубежного патентования с их использованием, что, пожалуй, составляет основную сложность для российских заявителей при патентовании за рубежом.


Подробнее о зарубежном патентовании



Дата последнего обновления: 26.05.2016 12:03
Photo of the building

Подведомственные учреждения
ФИПС РГАИС ФАПРИД