Версия для слабовидящих English version О Роспатенте Деятельность Госзакупки Госслужба Нормативно-правовые акты Пресс-центр Прием обращений Ссылки

Общие сведения о PCT

 

Среди заявителей весьма распространено заблуждение, что результатом зарубежного патентования с использованием процедуры PCT является «международный патент». К сожалению, в PCT такого патента не существует, как не существует единого охранного документа ни в рамках Парижской, ни в рамках Европейской конвенций. Любой существующий в настоящее время патент – национальный, основной характеристикой которого является территориальная ограниченность, и его действие распространяется только на территории того государства, национальным патентным ведомством которого он выдан. В PCT существует только «международная заявка», под которой понимается заявка, поданная в соответствии с Договором о патентной кооперации. Следует отметить, что  Евразийская патентная конвенция в этом отношении заслуживает отдельного разговора.
 

Поскольку из-за больших различий между национальными патентными законодательствами единый охранный документ в PCT отсутствует, вся процедура прохождения международной заявки с момента ее подачи и до принятия решения об охраноспособности заявленного изобретения разделена на две фазы: международную и национальную. На международной фазе по каждой заявке в обязательном порядке проводится международный патентный поиск, осуществляется ее публикация, и, по желанию заявителя, может быть проведена международная предварительная экспертиза. На национальной фазе в каждом государстве, на территории которого заявитель заинтересован в охране своего изобретения, в соответствии с нормами национального патентного законодательства данного государства выносится решение о соответствии заявленного изобретения установленным критериям охраноспособности, и, в случае положительного результата, выдается охранный документ. Следовательно, подавая международную заявку, необходимо принимать во внимание, что на международной фазе в отношении такой заявки будут совершаться действия, регламентированные нормативными документами PCT, в то время как на национальной фазе в ее отношении будут совершаться действия, предусмотренные уже национальными патентными законодательствами.
 

Такая двухфазная процедура прохождения международной заявки в РСТ на первый взгляд представляется достаточно сложной и надуманной, тем более, что в конечном итоге для получения охранного документа заявитель вынужден подавать определенный комплект документов и оплачивать пошлины, предписанные национальными ведомствами, т. е. совершать те же действия, что требовались бы от него в случае подачи заявки по традиционной процедуре в рамках норм Парижской конвенции. Почему же на сегодняшний день согласно статистическим данным Договор о патентной кооперации (PCT) является самым востребованным при зарубежном патентовании, несмотря на то, что в процедуре PCT в дополнение к национальной фазе, которой можно и так воспользоваться в рамках Парижской конвенции, существует своеобразная «надстройка» в виде международной фазы, требующая от заявителя дополнительных затрат? Очевидно, что популярность PCT объясняется прежде всего теми значительными преимуществами по сравнению с традиционной процедурой зарубежного патентования в рамках Парижской конвенции, среди которых наиболее значимыми являются следующие:
 

1. РСТ дает возможность получить патентную охрану за пределами отдельно взятого государства наиболее удобным, рентабельным и эффективным способом, поскольку заявителю для одновременного испрашивания патентной охраны своего изобретения в государствах-участниках PCT достаточно подать одну «международную» заявку по процедуре РСТ в одно патентное ведомство («получающее ведомство») на одном языке. Это становится возможным благодаря тому, что согласно положению пункта (3) статьи 11  РСТ международная заявка, в отношении которой установлена дата международной подачи, имеет силу правильно оформленной национальной заявки в каждом указанном государстве. В противном случае заявителю пришлось бы подавать столько заявок в национальные ведомства, сколько государств представляют для него интерес с точки зрения обеспечения охраны изобретения.
 

2. При подаче заявки по процедуре РСТ у заявителя имеется определенный временной запас до перевода заявки на национальную фазу, поскольку максимальный срок для вхождения в национальную фазу, предусмотренный согласно статье 22(1)  РСТ, составляет 30 месяцев с даты приоритета. Следовательно, даже в случае подачи международной заявки незадолго до истечения срока, предусмотренного для возможности испрашивания конвенционного приоритета по более ранней заявке, у заявителя имеется в запасе минимум 18 месяцев до того, как ему будет необходимо представить требуемые документы и оплатить предписанные пошлины в национальные ведомства. Подобный временной запас, с одной стороны, представляет собой своеобразную отсрочку платежей, обусловленных оплатой пошлин и услуг патентных поверенных, а с другой стороны, может быть использован заявителем для того, чтобы решить вопрос о целесообразности патентования в той или иной стране. При подаче заявки по традиционной процедуре в рамках Парижской конвенции такой «временной» льготы у заявителя не существует.
 

3. По каждой международной заявке процедурой РСТ предусмотрено обязательное проведение международного поиска, и, по желанию заявителя, возможно проведение международной предварительной экспертизы. В результате заявителю предоставляется возможность на основании информации, содержащейся в отчете о международном поиске и в заключении международной предварительной экспертизы, оценить целесообразность дальнейшей процедуры патентования своего изобретения до того, как от него потребуется оплата национальных пошлин, составляющих значительную часть расходов при патентовании.
 

4. Для заявок, подаваемых по процедуре РСТ, выработаны единообразные формальные требования к оформлению материалов заявки.
 

5. Для международных заявок предусмотрена их централизованная публикация по истечении 18 месяцев с даты приоритета и рассылка опубликованных брошюр во все Договаривающиеся государства PCT.
 

6. В РСТ существует ряд льгот при оплате международной пошлины на международной фазе, а также в зависимости от того, какие компетентные международные органы проводили международный поиск и предварительную экспертизу, в некоторых государствах по заявкам РСТ предусмотрен ряд льгот при оплате национальной пошлины.
 

7. Членство в РСТ облегчает доступ к национальным патентным системам. Поскольку РСТ предлагает более удобный и рентабельный вариант патентования за пределами отдельно взятого государства, членство в РСТ влечет за собой увеличение числа заявок, поданных в национальное ведомство, и, соответственно, увеличение доходов ведомства.
 

8. Результатом членства в РСТ может быть сокращение расходов национального ведомства на публикацию заявок для тех ведомств, которые признают международную публикацию заявок в рамках РСТ для целей национального законодательства.
 

9. РСТ упрощает деятельность национальных ведомств, поскольку к моменту перехода международной заявки на национальную фазу она уже проходит экспертизу на предмет соответствия формальным требованиям, по ней проведен международный поиск, и в ряде случаев, международная предварительная экспертиза. В результате в национальном ведомстве экспертиза по формальным признакам в смысле пункта 1 статьи 27 РСТ не проводится, а национальный поиск и экспертиза могут быть в значительной степени сокращены или вообще не проводиться, и национальное ведомство, располагая теми же ресурсами, может рассматривать большее число заявок.
 

10. Система РСТ облегчает и ускоряет доступ к самой современной технической информации об изобретениях. Это становится возможным благодаря публикации международных заявок, включая отчеты о международных поисках, а также бесплатному предоставлению копий всех опубликованных заявок национальным ведомствам Договаривающихся государств, которые, в свою очередь, могут публично распространять эту информацию. Опубликованные материалы являются бесценным источником информации о самых последних достижениях техники и основой для оценки заявителями патентоспособности своих изобретений. Широкий доступ к этой информации может служить стимулом для активизации изобретательской деятельности, что в свою очередь может повысить инвестиции и активизировать передачу технологий.
 

11. Еще одним существенным преимуществом PCT является то, что для осуществления всех предписанных процедурой PCT действий в отношении международной заявки на международной фазе не понадобилось создания специальных организаций, поскольку все функции предусмотренных в PCT компетентных международных органов возложены на национальные патентные ведомства стран-участниц PCT и межправительственные организации-участницы PCT.



Дата последнего обновления: 27.11.2014 12:50
Photo of the building

Подведомственные учреждения
ФИПС РГАИС ФАПРИД