Версия для слабовидящих English version О Роспатенте Деятельность Госзакупки Госслужба Нормативно-правовые акты Пресс-центр Прием обращений Ссылки

Классификация товаров и услуг: обзор практики ВОИС

 

В стремлении рассказать широкой аудитории о своей внутренней политике в области классификации ВОИС опубликовала брошюру «Руководство по классификации товаров и услуг в международных заявках для целей экспертизы», Examination Guidelines Concerning the Classification of Goods and Services in International Applications. Этот документ представляет собой справочное пособие, в котором рассматриваются принципы экспертизы товаров и услуг, используемые нашими экспертами по товарным знакам.

Все международные заявки на регистрацию товарного знака, подаваемые по процедуре Мадридской системы ВОИС, должны включать перечень товаров и услуг, на которые распространяется действие знака. Перечень должен быть четким и лаконичным, он должен быть составлен с соблюдением определенных правил категоризации (или классификации) каждой позиции – другими словами, он должен отвечать требованиям принципов Международной классификации товаров и услуг (Ниццкой классификации). Если эти требования не будут соблюдены, заявка не пройдет экспертизу, а заявитель получит уведомление о несоблюдении правил.

В стремлении обеспечить лучшее понимание используемых Организацией принципов классификации и уменьшения риска ошибки ВОИС опубликовала «Руководство»PDF, Examination Guidelines Concerning the Classification of Goods and Services in International Applicationsна английском, французском и испанском языках.


Составление перечня товаров и услуг


Первое, что вам нужно сделать для составления корректного перечня товаров и услуг, – обратиться к «Менеджеру товаров и услуг» Мадридской системы. Эта бесплатная онлайн-база поможет вам пройти все этапы классификации и проверить, все ли термины, использованные в перечне, приемлемы для ВОИС и ведомств ИС 29 участвующих стран.

После того как вы составили перечень, используя «Мадридский менеджер», предлагаем обратиться к «Руководству»: оно поможет вам доработать заявку и избежать распространенных ошибок в классификации.


Структура «Руководства»


«Руководство» состоит из трех частей. В первой изложены общие сведения о Мадридской системе и Ниццкой классификации, во второй перечислены принципы классификации, применяемые ВОИС. В третьей части содержится информация практического характера и советы по оформлению.


Принципы классификации


Запомните основной принцип: товары и услуги, включаемые в перечень, должны быть классифицированы в соответствии с их назначением или выполняемой ими функцией. Если это невозможно (например, в случае статуэток и других скульптур малых форм), необходимо классифицировать товар по аналогии с другими сопоставимыми готовыми изделиями; однако если таких изделий не существует, то следует классифицировать продукт с учетом материала, из которого он сделан, характера (например, необработанный товар, полуфабрикат или переработанный товар) и/или принципа работы (например, электрические или гидравлические устройства). Услуги должны классифицироваться с учетом вида или объекта соответствующей деятельности. Более подробная информация представлена в разделах 2.2–2.4 «Руководства».

Для определения класса или классов, к которым относятся товары или услуги, ВОИС рекомендует использовать в качестве ориентира точные формулировки 45 заголовков классов Ниццкой классификации, если вы хотите получить охрану на территориях, признающих Ниццкую классификацию. Алфавитный перечень терминов Ниццкой классификации также помогает определить класс каждого из представленных 8 590 терминов.

Как правило, если товар или услуга, фигурирующие в вашем перечне, относятся не к одному, а к нескольким классам, необходимо дать этому товару или услуге достаточно подробное описание, которое позволит эксперту верно определить соответствующий класс. В случае некоторых товаров или услуг это может быть непросто. Например, товарный знак, обеспечивающий охрану бренда труб, может относиться к семи классам! (Дополнительная информация и примеры в разделе 2.4PDF, Examination Guidelines Concerning the Classification of Goods and Services in International Applications.)

Помимо этих общих принципов «Руководство» содержит указания относительно классификации сырьевых товаров, комплектующих (запасных частей) и корпусов или чехлов (например, для смартфонов) в разделах 2.2(c) – (f), а также специальные правила для следующих товаров и услуг: электронные игры и игровые программы для компьютеров, слабоалкогольные напитки и вина, фильтры и фильтрующие материалы, клапаны, наборы и комплекты, комплектующие и сопутствующие товары (или сопутствующие приспособления), изготовление товаров, связанные услуги, оптовые и розничные услуги и ремонтные услуги. Дополнительная информация в разделе 2.6 «Руководства» PDF, Examination Guidelines Concerning the Classification of Goods and Services in International Applications.


Как составить описание товаров и услуг


В «Руководстве» также объясняется позиция ВОИС в отношении использования фирменных наименований в перечне товаров и услуг (раздел 2.7) и применимости отдельных широко употребимых выражений (раздел 2.5).

Например, ВОИС допускает использование слов, призванных указать или очертить сферу регистрации товарного знака, например «in particular» («в частности»), «especially» («особенно»), «including» («включая»), «i.e.» («т.е.») или «namely» («а именно»), если за ними следуют наименования определенных товаров или услуг.

В то же время ВОИС не допускает использование широких терминов (таких как «and the like» («и т. д.») или «etc.» («и т.п.»)), которые мешают четкому обозначению товаров и услуг. Такие выражения, как «all goods» («все товары»), «all other services» («все другие услуги») или «all products other than those in Class [X]» («все продукты, не относящиеся к категории продуктов класса [X]»), обычно считаются слишком пространными и не принимаются.


Полезные советы по оформлению


В третьей части «Руководства» рассматриваются общие вопросы оформления, например расстановка знаков препинания и скобок, использование прописных букв, специальные знаков и формы множественного числа, а также приемлемость сокращений и аббревиатур.



Помните, что главное в любом принимаемом вами решении (будь то решение по оформлению, составлению заявки или классификации товаров и услуг) – ясность: составленный вами перечень товаров и услуг имеет все шансы пройти экспертизу, если каждая позиция описана «внятно, корректно с лингвистической точки зрения и достаточно четко» и все позиции отнесены к своему классу.



По материалам: http://www.wipo.int/madrid/ru/news/2017/news_0005.html



Дата последнего обновления: 30.06.2017 15:59
Photo of the building

Подведомственные учреждения
ФИПС РГАИС ФАПРИД