Home - Продление срока действия исключительного права на изобретение

Продление срока действия исключительного права на изобретение

 
  •  

      Наименование государственной услуги

    •  

      Продление срока действия исключительного права на изобретение и удостоверяющего это право патента

  •  

      Комментарий

    •  

      Административный регламент предоставления Федеральной службой по интеллектуальной собственности государственной услуги по продлению срока действия исключительного права на изобретение и удостоверяющего это право патента (далее - Регламент), утвержденный приказом Министерства экономического развития Российской Федерации (далее - Минэкономразвития России) от 03.11.2015 № 810 (вступил в силу 08.01.2016), и Порядок выдачи и действия дополнительного патента на изобретение, продления срока действия патента на изобретение (далее - Порядок), утвержденный приказом Министерства экономического развития РФ от 03.11.2015 № 809 (вступил в силу 08.01.2016), определяют условия и административные процедуры для выполнения действий по заявлению патентообладателя о продлении срока действия исключительного права на изобретение, относящееся к такому продукту, как лекарственное средство, пестицид или агрохимикат, для применения которых требуется получение в установленном законодательством Российской Федерации порядке разрешения.

      Отличительной особенностью нормативно-правового регулирования продления срока действия исключительного права на изобретение является более четкое определение соотношения формулы изобретения, характеризующей продукт, относящийся к лекарственному средству, пестициду или агрохимикату с продуктом, на применение которого получено первое разрешение в установленном законом порядке.

      Кроме того, описываются условия, процедура и сроки рассмотрения заявления и выдачи дополнительного патента на изобретение, включающие возможность продления срока ответа на запрос экспертизы. Определяется состав сведений, содержащихся в дополнительном патенте.

  •  

      Обзор

    •  

      Продление срока действия исключительного права на изобретение, относящееся к лекарственному средству, пестициду и агрохимикату, впервые в отечественной практике было введено в Патентный закон Российской Федерации в 2003 г. Федеральным законом от 07.02.2003 № 22-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Патентный закон Российской Федерации». Затем эта норма без изменений была перенесена в часть четвертую Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) и продолжила свое действие до вступления в силу Федерального закона от 12.03.2014 № 35. Этим законом были внесены изменения в Кодекс, в том числе в норму, касающуюся порядка продления срока действия патента на изобретение.

      Административно-процедурное регулирование вопросов продления срока действия исключительного права на изобретение с 08.01.2016 осуществляется на основании нормативных установлений пакета Регламента и Порядка.


      Изменения, введенные новыми нормативно-правовыми актами

      В соответствии с пунктом 2 статьи 1363 Кодекса с 01.01.2015 продление срока действия исключительного права осуществляется путем выдачи дополнительного патента с новой формулой изобретения, содержащей совокупность признаков запатентованного изобретения, характеризующей продукт, на применение которого получено разрешение.

      Это означает, что если раньше продлевался патент в отношении независимых и зависимых пунктов формулы изобретения, с которыми этот патент был выдан, то с 2015 г. действие исключительного права будет продлеваться только на конкретное соединение или композицию лекарственного средства, которое проходило клинические испытания и на применение которого было получено разрешение.

      При продлении срока действия исключительного права на изобретение предусматривается выдача дополнительного патента, который будет иметь регистрационный номер, соответствующий номеру первоначально выданного патента на изобретение, внесенное в Государственный реестр изобретений Российской Федерации.

      Заявление о продлении срока действия исключительного права на изобретение, предполагающее выдачу дополнительного патента при условии соблюдения соответствующих условий, должно быть подано патентообладателем в период действия основного патента до истечения шести месяцев со дня получения первого разрешения на применение «данного продукта» или до истечения шести месяцев с даты выдачи основного патента (в зависимости от того, какой срок истекает позднее).

      Указанный срок продлевается на время, прошедшее с даты подачи заявки на изобретение до дня получения первого разрешения на применение продукта, за вычетом 5 лет, но не более чем на 5 лет.

      Одно из существенных изменений этой нормы заключается в том, что дополнительный патент будет удостоверять новый объем прав, поскольку будет содержать новую формулу изобретения, которая будет характеризовать конкретный продукт, на применение которого получено первое разрешение.

      Продукт, на применение которого получено разрешение, - это активное соединение или комбинация активных соединений, а также их соли, которые проходили клинические испытания, и на применение которых в качестве лекарственного средства получено Регистрационное удостоверение Минздрава.

      Под продуктом также следует понимать фармацевтическую композицию, в виде различных лекарственных форм, на применение которых также было получено Регистрационное удостоверение Минздрава.

      Для сравнения необходимо отметить, что если ранее исключительное право продлевалось, например, на всю формулу Маркуша, являющуюся «зонтиком», который накрывает собой бесчисленное множество альтернативных соединений, то принятые изменения позволят продлить исключительное право только лишь на конкретное активное соединение, которое проходило испытания и на применение которого получено Регистрационное удостоверение.


      Соотношение с зарубежной практикой продления исключительного права

      Новый подход к продлению исключительного права основан на европейской практике продления патентов на лекарственные средства путем выдачи Свидетельства дополнительной охраны (СДО).

      В 2010 г. на проходившем в Роспатенте семинаре, специалистами ЕПВ по вопросу продления патента было обращено внимание и высказаны рекомендации по гармонизации российского законодательства с европейским, согласно которому продление срока действия исключительного права должно быть строго ограничено только тем продуктом, который проходил клинические испытания и получил разрешение на его применение, т.е. указан в Регистрационном удостоверении.

      Специалисты из ЕПВ обратили внимание на то, что норма, которая действовала в Российской Федерации ранее и позволяла продлевать патент на всю формулу Маркуша, а не на конкретное соединение, прошедшее клинические испытания, противоречит самой идеологии продления исключительного права, которая возникла для возможности компенсации патентообладателю срока действия патента, затраченного на проведение клинических испытаний (материалы обмена опытом выдачи свидетельства дополнительной охраны ЕПВ).

      Кроме того, такое неоправданное продление исключительного права блокировало еще практически на 5 лет производство препаратов дженериков с другими активными соединениями, подпадающими под формулу Маркуша.

      Учитывая то, что препараты - дженерики выполняют важную социальную функцию, поскольку более доступны для населения по сравнению с дорогостоящими оригинальными препаратами, выпускаемыми в период действия патента, а также то, что в России рынок препаратов - дженериков составляет более 75% от всех лекарственных препаратов, неоправданное продление исключительного права на весь спектр соединений, подпадающих под формулу Маркуша, не соответствовало не только внутренним интересам России, но и противоречило европейской практике выдачи свидетельства дополнительной охраны.

      Необходимо отметить, что новые изменения в Кодекс вполне допустимы и согласуются с договором ТРИПС.


      Новый алгоритм рассмотрения заявления о продлении

      Наряду с решением формально-административных вопросов проверки уплаты соответствующей патентной пошлины, соблюдения срока представления заявления о продлении исключительного права, проверки статуса основного патента и правомочий лица, подавшего заявление, в первую очередь будет устанавливаться возможность отнесения изобретения к той категории изобретений, в отношении которой предусматривается возможность продления срока действия патента.

      Положительное решение будет принято только в том случае, если в формуле изобретения продукт будет охарактеризован в виде соединения или группы соединений, предназначенных для изготовления лекарственных средств, а также продукт будет представлять собой композицию лекарственного средства.

      Продление срока действия патента на изобретение, относящееся к устройству или способу, в котором лекарственное средство применяется, не допускается.

      Далее, при анализе возможности выдачи дополнительного патента будет проводиться проверка идентичности совокупности признаков, определяющих объем правовой охраны, характеризующих соединение или группу соединений, изложенное в формуле изобретения, с активным ингредиентом лекарственного средства, указанного в Регистрационном удостоверении.

      Аналогичный подход будет осуществлен при проверке композиции лекарственного средства с учетом указанного в Регистрационном удостоверении назначения композиции и ее состава, определяющего лекарственную форму.

      Что касается понятия первого разрешения и определения дня получения первого разрешения, то исходя из статьи 28 Федерального закона от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» первым разрешением следует считать Регистрационное удостоверение на впервые регистрируемый в Российской Федерации препарат, выдаваемый сроком на 5 лет, а днем получения первого разрешения следует считать дату регистрации лекарственного средства, указанную в регистрационном удостоверении, т.е. возникновение права на применение, а не получение документа, подтверждающего это право.

      Регистрационное удостоверение на впервые регистрируемый в Российской Федерации препарат выдается сроком на 5 лет. Прежде чем получить такое удостоверение препарат, впервые регистрируемый на территории Российской Федерации, должен пройти длительную процедуру клинических исследований. Именно этот срок клинических исследований не позволяет быстро вводить новый препарат в гражданский оборот и требует компенсации в виде продления патента.

      Через 5 лет оборота нового препарата на рынке необходимо пройти процедуру повторной регистрации и получить бессрочное Регистрационное удостоверение. Это сделано для того, чтобы если в процессе применения препарата в течение 5 лет будут выявлены неучтенные противопоказания, то либо повторная регистрация не состоится, либо это будет учтено в противопоказаниях.

      Таким образом, исходя из самой идеи продления патента, на время затраченное для проведение клинических испытаний, только первое регистрационное удостоверение, выданное на 5 лет, может считаться первым разрешением.


      Примеры, позволяющие лучше понять введенные изменения

      1. Патент выдан на формулу Маркуша.

      Исключительное право может быть продлено путем выдачи нескольких дополнительных патентов на конкретные соединения А, В, С, если эти соединения были указаны в формуле изобретения и описании. При этом, по каждому из них были проведены клинические испытания и получены отдельные Регистрационные удостоверения.

      2. Если заявление о выдаче дополнительного патента поступило на комбинацию активных соединений А+В, то такое продление возможно только в том случае, если такая комбинация указана в Регистрационном удостоверении.

      Если же Регистрационное удостоверение получено только на один активный компонент А или В, то дополнительный патент на А+В выдан быть не может, поскольку клинические испытания проходило одно вещество А или В, а не их комбинация.

      3. Если заявление на выдачу дополнительного патента поступило на фармацевтическую композицию, содержащую действующее вещество и наполнители, необходимо проверить, указано ли это действующее вещество в Регистрационном удостоверении. Если да, то дополнительный патент может быть выдан на фармацевтическую композицию, а именно, ту конкретную лекарственную форму, мазь, гель и т.д., которая содержится в Регистрационном удостоверении. Необходимо, чтобы такая композиция была охарактеризована в формуле изобретения и описании.

      Принятые изменения должны сбалансировать интересы производителей оригинальных и воспроизведенных лекарственных препаратов, а также учесть интересы общества с учетом развития его экономического развития.

      Дополнительно необходимо отметить, что в процедуру рассмотрения заявления о продлении срока действия исключительного права на изобретение введена возможность продления срока ответа на запрос дополнительных материалов.

  •  

      Категории получателей

    •  
      • Юридические лица

      • Физические лица


      Ведение дел с Роспатентом может осуществляться патентообладателем самостоятельно, или через патентного поверенного, зарегистрированного в Роспатенте, или через иного представителя.

  •  

      Нормативные правовые акты, регулирующие предоставление государственной услуги

    •  
      • Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 32, ст.3301; 1996, N 9, ст.773; N 34, ст.4026; 1999, N 28, ст.3471; 2001, N 17, ст.1644; N 21, ст.2063; 2002, N 12, ст.1093; N 48, ст.4737, 4746; 2003, N 2, ст.167; N 52, ст.5034; 2004, N 27, ст.2711; N 31, ст.3233; 2005, N 1, ст.18, 39, 43; N 27, ст.2722; N 30, ст.3120; 2006, N 2, ст.171; N 3, ст.282; N 23, ст.2380; N 27, ст.2881; N 31, ст.3437; N 45, ст.4627; N 50, ст.5279; N 52, ст.5497, 5498; 2007, N 1, ст.21; N 7, ст.834; N 27, ст.3213; N 31, ст.3993; N 41, ст.4845; N 49, ст.6079; N 50, ст.6246; 2008, N 17, ст.1756; N 20, ст.2253; N 29, ст.3418; N 30, ст.3597, 3616, 3617; 2009, N 1, ст.14, 19, 20, 23; N 7, ст.775; N 26, ст.3130; N 29, ст.3582, 3618; N 52, ст.6428; 2010, N 19, ст.2291; N 31, ст.4163; 2011, N 7, ст.901; N 15, ст.2038; N 49, ст.7015, 7041; N 50, ст.7335, 7347; 2012, N 29, ст.4167; N 50, ст.6954, 6963; N 53, ст.7607, 7627; 2013, N 7, ст.609; N 19, ст.2327; N 26, ст.3207; N 27, ст.3434, 3459; N 30, ст.4078; N 44, ст.5641; N 51, ст.6687; 2014, N 11, ст.1100; N 19, ст.2304, 2334; N 26, ст.3377; N 43, ст.5799; 2015, N 1, ст.52; N 10, ст.1412; N 14, ст.2020; N 21, ст.2985; N 27, ст.3945, 3977, 4001; N 29, ст.4342, 4384, 4394);

      • Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 5, ст.410, 411; N 34, ст.4025; 1997, N 43, ст.4903; N 52, ст.5930; 1999, N 51, ст.6288; 2002, N 48, ст.4737; 2003, N 2, ст.160, 167; N 13, ст.1179; N 46, ст.4434; N 52, ст.5034; 2005, N 1, ст.15, 45; N 13, ст.1080; N 19, ст.1752; N 30, ст.3100; 2006, N 6, ст.636; N 52, ст.5497; 2007, N 1, ст.39; N 5, ст.558; N 17, ст.1929; N 27, ст.3213; N 31, ст.3993, 4015; N 41, ст.4845; N 44, ст.5282; N 45, ст.5428; N 49, ст.6048; N 50, ст.6247; 2008, N 17, ст.1756; N 29, ст.3418; N 52, ст.6235; 2009, N 1, ст.16; N 15, ст.1778; N 29, ст.3582; 2010, N 19, ст.2291; 2011, N 7, ст.901; N 30, ст.4564, 4596; N 43, ст.5972; N 48, ст.6730; N 49, ст.7014, 7015, 7041; 2012, N 25, ст.3268; 2013, N 26, ст.3207; N 27, ст.3477; N 30, ст.4084; N 49, ст.6346; N 51, ст.6683, 6699; N 52, ст.6981; 2014, N 11, ст.1100; N 30, ст.4218, 4223, 4225; N 43, ст.5799; N 52, ст.7543; 2015, N 1, ст.13, 65; N 14, ст.2022; N 27, ст.3976, 4001);

      • Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья) (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 49, ст.4552; 2004, N 49, ст.4855; 2006, N 23, ст.2380; N 52, ст.5497; 2007, N 1, ст.21; N 49, ст.6042; 2008, N 18, ст.1939; N 27, ст.3123; 2012, N 24, ст.3068; N 41, ст.5531; 2013, N 19, ст.2327; N 30, ст.4056; N 40, ст.5030; N 52, ст.7011; 2014, N 1, ст.79; N 19, ст.2329);

      • Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 52, ст.5496; 2007, N 49, ст.6079; 2008, N 27, ст.3122; N 45, ст.5147; 2010, N 8, ст.777; N 9, ст.899; N 41, ст.5188; 2011, N 50, ст.7364; 2013, N 27, ст.3477, 3479; N 30, ст.4055; 2014, N 11, ст.1100; 2015, N 1, ст.83; N 27, ст.3996; N 29, ст.4342);

      • Федеральный закон от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ "О персональных данных" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 31, ст.3451; 2009, N 48, ст.5716; N 52, ст.6439; 2010, N 27, ст.3407; N 31, ст.4173, 4196; N 49, ст.6409; N 52, ст.6974; 2011, N 23, ст.3263; N 31, ст.4701; 2013, N 14, ст.1651; N 30, ст.4038; N 51, ст.6683; 2014, N 23, ст.2927; N 30, ст.4217, 4243);

      • Федеральный закон от 30 декабря 2008 года N 316-ФЗ "О патентных поверенных" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 1, ст.24; 2011, N 29, ст.4291; 2012, N 31, ст.4322; 2013, N 27, ст.3477);

      • Федеральный закон от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 31, ст.4179; 2011, N 15, ст.2038; N 27, ст.3873, 3880; N 29, ст.4291; N 30, ст.4587; N 49, ст.7061; 2012, N 31, ст.4322; 2013, N 14, ст.1651; N 27, ст.3477, 3480; N 30, ст.4084; N 51, ст.6679; N 52, ст.6952, 6961, 7009; 2014, N 26, ст.3366; N 30, ст.4264; N 49, ст.6928; 2015, N 1, ст.67, 72; N 10, ст.1343; N 29, ст.4342, 4376);

      • Федеральный закон от 6 апреля 2011 года N 63-ФЗ "Об электронной подписи" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 15, ст.2036; N 27, ст.3880; 2012, N 29, ст.3988; 2013, N 14, ст.1668; N 27, ст.3463, 3477; 2014, N 26, ст.3390);

      • Федеральный закон от 12 марта 2014 года N 35-ФЗ "О внесении изменений в части первую, вторую и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 11, ст.1100);

      • Указ Президента Российской Федерации от 24 мая 2011 года N 673 "О Федеральной службе по интеллектуальной собственности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 22, ст.3155; 2012, N 22, ст.2754; N 27, ст.3683);

      • Постановление Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2008 года N 941 "Об утверждении Положения о патентных и иных пошлинах за совершение юридически значимых действий, связанных с патентом на изобретение, полезную модель, изобретение, с государственной регистрацией товарного знака и знака обслуживания, с государственной регистрацией и предоставлением исключительного права на наименование места происхождения товара, а также с государственной регистрацией перехода исключительных прав к другим лицам и договоров о распоряжении этими правами" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 51, ст.6170; 2011, N 39, ст.5487; 2013, N 47, ст.6106);

      • Постановление Правительства Российской Федерации от 8 сентября 2010 года N 697 "О единой системе межведомственного электронного взаимодействия" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 38, ст.4823; 2011, N 24, ст.3503; N 49, ст.7284; 2013, N 45, ст.5827; 2014, N 12, ст.1303);

      • Постановление Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года N 352 "Об утверждении перечня услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления федеральными органами исполнительной власти государственных услуг и предоставляются организациями, участвующими в предоставлении государственных услуг, и определении размера платы за их оказание" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 20, ст.2829; 2012, N 14, ст.1655, N 36, ст.4922; 2013, N 33, ст.4382; N 49, ст.6421; N 52, ст.7207; 2014, N 21, ст.2712);

      • Постановление Правительства Российской Федерации от 16 мая 2011 года N 373 "О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 22, ст.3169; N 35, ст.5092; 2012, N 28, ст.3908; N 36, ст.4903; N 50, ст.7070; N 52, ст.7507; 2014, N 5, ст.506);

      • Постановление Правительства Российской Федерации от 7 июля 2011 года N 553 "О порядке оформления и представления заявлений и иных документов, необходимых для предоставления государственных и (или) муниципальных услуг, в форме электронных документов" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 29, ст.4479);

      • Постановление Правительства Российской Федерации от 21 марта 2012 года N 218 "О Федеральной службе по интеллектуальной собственности" Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 14, ст.1627; N 27, ст.3766; N 51, ст.7227; 2013, N 5, ст.391; N 8, ст.841; N 23, ст.2923; N 45, ст.5822; 2014, N 49, ст.6957; 2015, N 2, ст.491; N 38, ст.5290);

      • Постановление Правительства Российской Федерации от 25 июня 2012 года N 634 "О видах электронной подписи, использование которых допускается при обращении за получением государственных и муниципальных услуг" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 27, ст.3744; 2013, N 45, ст.5807) (далее - постановление от 25 июня 2012 года N 634);

      • Постановление Правительства Российской Федерации от 16 августа 2012 года N 840 "О порядке подачи и рассмотрения жалоб на решения и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти и их должностных лиц, федеральных государственных служащих, должностных лиц государственных внебюджетных фондов Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 35, ст.4829);

      • Постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2012 года N 852 "Об утверждении Правил использования усиленной квалифицированной электронной подписи при обращении за получением государственных и муниципальных услуг и о внесении изменения в Правила разработки и утверждения административных регламентов предоставления государственных услуг" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 36, ст.4903);

      • Приказ Казначейства России от 30 ноября 2012 года N 19н "Об утверждении Порядка ведения Государственной информационной системы о государственных и муниципальных платежах",зарегистрированный Минюстом России 25 декабря 2012 года, регистрационный N 26329;

      • Приказ Минэкономразвития России от 3 ноября 2015 года N 809 "Об утверждении Порядка выдачи и действия дополнительного патента на изобретение, продления срока действия патента на изобретение", зарегистрированный в Минюсте России 25 декабря 2015 года, регистрационный N 40249.

      • Приказ Минэкономразвития России от 3 ноября 2015 года N 810 "Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной службой по интеллектуальной собственности государственной услуги по продлению срока действия исключительного права на изобретение и удостоверяющего это право патента", зарегистрированный в Минюсте России 25 декабря 2015 года, регистрационный N 40250.


      • Нормативные правовые акты, утратившие силу

  •  

      Перечень документов, необходимых для предоставления государственной услуги

    •  

      1. Заявление, составленное в отношении одного патента в машинописной форме на русском языке и подписанное заявителем или его представителем (форма приведена в приложении N 1 к Регламенту).

      При наличии нескольких правообладателей заявление должно быть подписано всеми правообладателями или их представителями.

      2. Формула изобретения, содержащая совокупность признаков запатентованного изобретения, характеризующая продукт, на применение которого получено разрешение.

      3. Доверенность или иной документ (при наличии представителя), оформленные в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями или требованиями законодательства страны их происхождения, подтверждающий полномочия представителя на ведение дел с Роспатентом, если заявителем назначен представитель, не являющийся патентным поверенным (далее - доверенность).

      В случае если доверенность, подтверждающая полномочия представителя заявителя, относится к нескольким заявлениям одного и того же заявителя, по одному из заявлений представляется оригинал доверенности, подтверждающей полномочия представителя заявителя (заверенная в установленном порядке копия), а по каждому из остальных заявлений - копия доверенности, подтверждающей полномочия представителя заявителя, и указывается номер государственной регистрации изобретения, по которому ранее подавалось заявление, к которому приложен ее оригинал (заверенная в установленном порядке копия).

      В случае если доверенность представляется на иностранном языке, к ней прилагается перевод на русский язык, подписанный лицом, осуществившим данный перевод.

      4. Согласие субъектов персональных данных, указанных в заявлении, на обработку персональных данных (форма приведена в приложении N 2 к Регламенту).

      5. Регистрационное удостоверение лекарственного препарата (при подаче заявления в отношении патента на лекарственное средство).

      6. Сведения о включении Министерством здравоохранения Российской Федерации фармацевтической субстанции в государственный реестр лекарственных средств для медицинского применения (при подаче заявления в отношении патента на лекарственное средство).

      7. Свидетельство о государственной регистрации пестицида или агрохимиката (при подаче заявления в отношении патента на пестицид или агрохимикат).

  •  

      Способы подачи документов

    •  

      Заявление и прилагаемые к нему документы, ходатайства представляются в Роспатент:

      • в окно приема документов

        место нахождения помещения приема корреспонденции, адресованной в Роспатент или ФИПС:
        Москва, Бережковская наб., д. 30, корп. 1;

        график работы окна приема документов:
        понедельник – четверг: 9:30–17:45; пятница: 9:30–16:45; перерыв: 12:30–13:00;
        суббота, воскресенье, нерабочие праздничные дни – выходные дни;

      • отправлением через организацию почтовой связи

        почтовый адрес Роспатента и ФИПС:
        Роспатент, Бережковская наб., д. 30, корп. 1, Москва, Г-59, ГСП-3, 125993, Российская Федерация;

      • с использованием Единого портала государственных услуг

        справочный телефон Центра телефонного обслуживания граждан и организаций Единого портала государственных услуг:
        (8 800) 100 70 10

  •  

      Стоимость предоставления государственной услуги и порядок оплаты

    •  

      Патентные пошлины взимаются:

      • за продление срока действия исключительного права на изобретение

        2 450 рублей

      • за продление срока ответа на запрос дополнительных материалов до 6 месяцев

        200 рублей за каждый месяц

      • за продление срока ответа на запрос дополнительных материалов от 6 до 10 месяцев

        400 рублей за каждый месяц


      Порядок оплаты:

      1. Пошлины вносятся на счета, открытые территориальным органам Федерального казначейства для учета поступлений и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации.

      2. Уплату пошлин осуществляют юридические и физические лица, в установленном порядке обратившиеся за совершением юридически значимых действий, либо лица, действующие по их поручению.

      3. Уплата пошлины должна быть произведена на дату поступления документов. В случае если уплата пошлины не была произведена на дату поступления документов, ее уплата может быть осуществлена в течение 2 месяцев с даты направления юридическому, физическому лицам, в установленном порядке обратившимся за совершением юридически значимых действий, либо лицу, действующему по их поручению, уведомляющих документов о начислении соответствующей пошлины.

      4. Документом, подтверждающим уплату или доплату пошлины, является распоряжение об осуществлении перевода денежных средств.

      5. Платежный документ, подтверждающий уплату пошлины, должен относиться к одной заявке, охранному документу и одному юридическому действию.

      6. В документе, подтверждающем уплату пошлины, указываются регистрационный номер патента, свидетельства, а также номер соответствующего пункта и (или) подпункта приложения к Положению о патентных и иных пошлинах за совершение юридически значимых действий.

  •  

      Сроки предоставления государственной услуги

    •  

      Срок предоставления государственной услуги составляет 60 рабочих дней.

      Указанный срок может быть увеличен в случае направления заявителю уведомления в соответствии с пунктом 62 Регламента и проверки уплаты пошлины в соответствии с абзацем вторым пункта 63 Регламента, запроса, предусмотренного пунктом 70 Регламента, и рассмотрения представленного ответа на указанный запрос в соответствии с пунктом 72 Регламента, а также при подаче заявления одновременно с ходатайством о восстановлении действия патента на изобретение или в период рассмотрения указанного ходатайства.

  •  

      Порядок информирования о предоставлении государственной услуги

    •  

      Информация о порядке предоставления государственной услуги, в том числе о порядке обжалования решений, действий (бездействия) должностных лиц, ответственных за предоставление государственной услуги, размещается Роспатентом:

      • на интернет-сайтах Роспатента и ФИПС

      • на Едином портале государственных услуг
        (предоставляется ежедневно и круглосуточно по справочному телефону Центра телефонного обслуживания граждан и организаций Единого портала государственных услуг на основе сведений, содержащихся в Федеральном реестре государственных и муниципальных услуг (функций)

      • на информационных стендах в консультационно-справочном пункте Роспатента и ФИПС
        (предоставляется работниками лицам, обратившимся за разъяснениями непосредственно в указанный пункт в рабочие часы пункта или по его телефону, письменно почтовым отправлением или электронным сообщением по адресу, указанному заявителем)

      • в информационных брошюрах, буклетах, на информационных листках, подготавливаемых Роспатентом, ФИПС

      • на информационных стендах в помещениях для приема заявлений и иной корреспонденции, адресованной в Роспатент или ФИПС

      • на информационных стендах в помещении Роспатента и ФИПС для обслуживания лиц с ограниченными возможностями


      Требования к порядку информирования о предоставлении государственной услуги

      Требования к помещениям, в которых предоставляется государственная услуга, к месту ожидания и приема заявителей, размещению и оформлению визуальной, текстовой и мультимедийной информации о порядке предоставления такой услуги

  •  

      Порядок обжалования решений и действий (бездействия) Роспатента, а также его должностных лиц

    •  

      Информация для заявителя о его праве подать жалобу на решения и (или) действия (бездействие) Роспатента и (или) его должностных лиц, федеральных государственных служащих


      Заявители имеют право на обжалование действий (бездействия) и решений Роспатента и (или) его должностных лиц, федеральных государственных служащих.


      Предмет жалобы


      Предметом жалобы могут являться действия (бездействие) и (или) решения, принятые (осуществляемые) должностным лицом Роспатента при предоставлении государственной услуги, в том числе в следующих случаях:

      1) нарушение срока регистрации заявления;

      2) нарушение срока предоставления государственной услуги;

      3) требование у заявителя документов, не предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации для предоставления государственной услуги;

      4) отказ в приеме документов, предоставление которых предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации для предоставления государственной услуги, у заявителя;

      5) отказ в предоставлении государственной услуги, если основания для отказа не предусмотрены Регламентом;

      6) истребование с заявителя при предоставлении государственной услуги платы, не предусмотренной нормативными правовыми актами Российской Федерации;

      7) отказ Роспатента в исправлении допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах либо нарушение установленного срока таких исправлений.


      Органы государственной власти и уполномоченные на рассмотрение жалобы должностные лица, которым может быть направлена жалоба


      Жалоба на действия (бездействие) и решения Роспатента и (или) его должностных лиц, федеральных государственных служащих может быть подана в:

      1) Роспатент, в том числе на имя руководителя Роспатента, заместителя руководителя Роспатента или уполномоченного лица;

      2) Министерство экономического развития Российской Федерации, в том числе на имя Министра, его заместителя.


      Порядок подачи и рассмотрения жалобы


      Жалоба подается в письменной форме на бумажном носителе либо в электронной форме.

      Жалоба может быть направлена по почте, с использованием информационно-коммуникационной сети "Интернет", интернет-сайта Роспатента, Единого портала государственных услуг, а также может быть принята при личном приеме заявителя (контактная информация).

      Жалоба должна содержать:

      1) наименование органа, предоставляющего государственную услугу, должностного лица Роспатента, решения и действия (бездействие) которого обжалуются;

      2) фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии), сведения о месте жительства заявителя - физического лица, либо наименование, сведения о месте нахождения заявителя - юридического лица, а также номер телефона, адрес электронной почты (при наличии) и почтовый адрес, по которым должен быть направлен ответ заявителю;

      3) сведения об обжалуемых решениях и действиях (бездействии) Роспатента, его должностного лица либо государственного служащего;

      4) доводы, на основании которых заявитель не согласен с решениями и действиями (бездействием) Роспатента, его должностного лица либо государственного служащего. Заявителем могут быть представлены документы (при наличии), подтверждающие доводы заявителя, либо их копии.

      Регистрация поступившей в Роспатент жалобы является основанием для начала процедуры досудебного (внесудебного) обжалования.

      В случае установления в ходе или по результатам рассмотрения жалобы признаков состава административного правонарушения или преступления должностное лицо, уполномоченное на рассмотрение жалоб, незамедлительно направляет имеющиеся материалы в органы прокуратуры.


      Сроки рассмотрения жалобы


      Жалоба, поступившая в Роспатент, подлежит рассмотрению должностным лицом, уполномоченным в установленном законодательством Российской Федерации на рассмотрение таких жалоб, в течение пятнадцати рабочих дней со дня ее регистрации, а в случае обжалования отказа Роспатента, его должностного лица в приеме документов у заявителя либо в исправлении допущенных опечаток и ошибок или в случае обжалования нарушения установленного срока таких исправлений - в течение пяти рабочих дней со дня ее регистрации.


      Основания для приостановления рассмотрения жалобы


      Основания для приостановления рассмотрения жалобы Регламентом не предусмотрены.


      Результат рассмотрения жалобы


      По результатам рассмотрения жалобы Роспатент принимает одно из следующих решений:

      1) удовлетворяет жалобу, в том числе в форме исправления допущенных Роспатентом опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах;

      2) отказывает в удовлетворении жалобы.


      Порядок информирования заявителя о результатах рассмотрения жалобы


      Не позднее дня, следующего за днем принятия решения, указанного пункте 102 Регламента, заявителю в письменной форме и электронной форме (при наличии соответствующего указания в жалобе) направляется мотивированный ответ о результатах рассмотрения жалобы.


      Порядок обжалования решения по жалобе


      Решение по жалобе на действия (бездействие) и решения должностных лиц Роспатента, федеральных государственных служащих может быть обжаловано заявителем подачей жалобы руководителю Роспатента.

      Действия (бездействие) и решения руководителя Роспатента могут быть обжалованы заявителем подачей жалобы в Минэкономразвития России.


      Право заявителя на получение информации и документов, необходимых для обоснования и рассмотрения жалобы


      Заявитель имеет право получить, а должностные лица Роспатента обязаны предоставить заявителю информацию и документы, необходимые для обоснования и рассмотрения жалобы, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.


      Способы информирования заявителей о порядке подачи и рассмотрения жалобы


      Заявитель информируется о сроках и порядке рассмотрения жалобы в соответствии с пунктами 3-7 Регламента.

  •  

      Часто задаваемые вопросы

    •  

      1. Можно ли в качестве даты начала исчисления 6-месячного срока для подачи заявления о продлении срока действия патента считать дату получения регистрационного удостоверения по почте, в связи с задержкой почтовой службы доставки этого документа, например, на 1 месяц?

      Нет, так как дата начала срока исчисляется с даты регистрации лекарственного средства, указанная в регистрационном удостоверении, то есть с даты возникновения права на соответствующее применение.

      2. Надо ли нотариально заверять регистрационное удостоверение?

      По желанию правообладателя.

      3. Надо ли в заявлении о продлении представлять формулу изобретения для выдачи дополнительного патента?

      Да.



 


 




Page updated: 11/23/2016 17:05
  Home - Продление срока действия исключительного права на изобретение
Photo of the building