Версия для слабовидящих English version О Роспатенте Деятельность Госзакупки Госслужба Нормативно-правовые акты Пресс-центр Прием обращений Ссылки

Годовой отчет 2015 (Раздел 2)

 
Report_2015-59.tif
IMG_7038.JPG
IMG_4609.JPG

IMG_5406.JPG

2.1. Контроль и надзор в сфере правовой охраны и использования результатов интеллектуальной деятельности гражданского, военного, специального и двойного назначения, созданных за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета

2.1.1. Проверка деятельности государственных заказчиков и организаций — исполнителей государственных контрактов, предусматривающих проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета

2.1.1.1. Общие сведения об итогах проверок

Контроль и надзор в установленной сфере деятельности осуществляется Роспатентом в соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации от 26 января 2012 г. № 9 «Об осуществлении контроля и надзора в сфере правовой охраны и использования результатов интеллектуальной деятельности гражданского назначения, созданных за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а также контроля и надзора в установленной сфере деятельности в отношении государственных заказчиков и организаций-исполнителей государственных контрактов, предусматривающих проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ» и от 26 апреля 2012 г. № 402 «Об осуществлении контроля и надзора в сфере правовой охраны и использования результатов интеллектуальной деятельности военного, специального и двойного назначения, созданных за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а также контроля и надзора в установленной сфере деятельности в отношении государственных заказчиков и организаций-исполнителей государственных контрактов, предусматривающих проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ».

В 2015 г. Роспатентом в сфере правовой охраны и использования результатов интеллектуальной деятельности гражданского, военного, специального и двойного назначения, созданных за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, проведено 60 проверок в отношении 6 государственных заказчиков и 51 организации-исполнителя государственных контрактов, предусматривающих проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ (НИОКТР), в том числе:

  • 42 плановые выездные проверки в соответствии с Планом проведения плановых проверок юридических лиц на 2015 г.;
  • 7 внеплановых выездных проверок в соответствии с требованиями Генеральной прокуратуры Российской Федерации (два государственных заказчика — Минобороны России, Минпромторг России; пять организаций-исполнителей НИОКТР — ОАО «ФНПЦ «ННИИРТ», ОАО «НПО «ЛЭМЗ», ОАО «Концерн «РТИ системы», АО «Катод», ФГУП «ЦЭНКИ»);
  • 1 внеплановая выездная проверка по истечению срока исполнения ранее выданного предписания Роспатента об устранении выявленных нарушений (государственный заказчик — Минпромторг России);
  • 10 внеплановых документарных проверок по истечению срока исполнения ранее выданного предписания Роспатента об устранении выявленных нарушений (АО «Электроприбор», ПАО «ИНЭУМ им. И. С. Брука», ОАО «Корпорация «МИТ», Минобрнауки России, МЧС России, ФГУП «ГосНИИОХТ», ПАО «МАК «Вымпел», ОАО «Концерн «РТИ системы»).

Проверки проведены в пяти федеральных округах Российской Федерации (см. табл. 2.1.1.1.1).

Табл. 2.1.1.1.1

Федеральный округ

Город

Группы проверенных организаций

Количество проверенных организаций

Доля от общего количества проверенных организаций, %

Центральный

Москва, Белгород, Жуковский, Зеленоград, Красногорск, Обнинск, Рыбинск, Тула

АО — 18, ФГУП — 5, ФГБУН РАН — 6, Министерства — 5, Учреждения ВПО — 3, ФКУ — 1, ФГБУ — 1

39

68,4

Северо-Западный

Великий Новгород, Санкт-Петербург, Северодвинск

АО — 5, Учреждения ВПО — 1, ФГУП — 1

7

12,3

Приволжский

Казань, Нижний Новгород, Самара, Саратов

АО — 4, Учреждения ВПО — 1, ФГБУН РАН — 1

6

10,5

Сибирский

Красноярск, Новосибирск

АО — 1 Учреждения ВПО — 1, ФГБУН РАН — 1

3

5,3

Южный

Ростов-на-Дону

АО — 2

2

3,5


Среди проверенных юридических лиц (см. табл. 2.1.1.1.2): акционерных обществ (АО) — 30, федеральных государственных бюджетных учреждений науки РАН (ФГБУН РАН) — 8, учреждений высшего профессионального образования (Учреждения ВПО) — 6, федеральных государственных унитарных предприятий (ФГУП) — 6, министерств — 5, федеральных государственных бюджетных учреждений (ФГБУ) — 1, федеральных казенных учреждений (ФКУ) — 1.

Табл. 2.1.1.1.2

Организации

Количество проверок
(кол-во организаций)

Доля от общего числа проверок, %

АО

31 (30)

51,7

ФГБУН РАН

8 (8)

13,3

Учреждения ВПО

6 (6)

10

ФГУП

6 (6)

10

Министерства

7 (5)

11,6

ФГБУ

1 (1)

1,7

ФКУ

1 (1)

1,7

Итого:

60 (57)

100


Проведены проверки деятельности:

6 государственных заказчиков, в том числе:

  • федерального казенного учреждения «Научно-производственное объединение «Специальная техника и связь» МВД России (ФКУ НПО «СТиС» МВД России), МВД России, Минобороны России (в сфере военного, специального и двойного назначения);
  • Минобрнауки России (в сфере гражданского назначения);
  • Минпромторга России, МЧС России (в сфере гражданского, военного, специального и двойного назначения);

22 организаций — исполнителей НИОКТР военного, специального и двойного назначения;

17 организаций — исполнителей НИОКТР гражданского назначения;

12 организаций — исполнителей НИОКТР гражданского, а также военного, специального и двойного назначения.

Кроме того, Роспатент принял участие в 7 комплексных проверках, проведенных Генеральной прокуратурой Российской Федерации в отношении ОАО «ТВЭЛ», ОАО «РСК «МИГ», АО «Росэлектроника», ОАО «Корпорация «Комета», АО «Станкопром», АО «Концерн «Моринсис-Агат», ФГУП «ЦЭНКИ».

2.1.1.2. Результаты проведения проверок государственных заказчиков

В ходе проведения в 2015 г. выездных проверок государственных заказчиков проанализирована деятельность Минпромторга России, Минобороны России, ФКУ НПО «СТиС» МВД России, ГКВВ МВД России.

Проверено 134 государственных контракта на выполнение НИОКТР гражданского, военного, специального и двойного назначения (ФКУ НПО «СТиС» МВД России (76), Минобороны России (21), Минпромторг России (21), ГКВВ МВД России (16). Объем финансирования проверенных государственных контрактов за счет средств федерального бюджета составляет 53 млрд. 636 млн. 680 тыс. руб. (внебюджетные средства не привлекались)).

В рамках выполнения 32 государственных контрактов на выполнение НИОКТР гражданского, военного, специального и двойного назначения создан 91 охраноспособный результат интеллектуальной деятельности, в отношении которого приняты меры по обеспечению правовой охраны (см. табл. 2.1.1.2).

Табл. 2.1.1.2

Государственный заказчик

Количество государственных контрактов, по которым приняты меры по обеспечению правовой охраны созданных результатов

Минпромторг России

По 19 государственным контрактам:

  • 4 свидетельства о государственной регистрации программы для ЭВМ;
  • 73 ноу-хау

Минобороны России

По 4 государственным контрактам:

  • 2 патента Российской Федерации на изобретение;
  • 2 патента Российской Федерации на полезную модель;
  • 1 заявка на выдачу патента Российской Федерации на изобретение

МВД России
(ФКУ НПО «СТиС» МВД России)

По 6 государственным контрактам:

  • 1 патент Российской Федерации на полезную модель;
  • 1 патент Российской Федерации на промышленный образец;
  • 3 свидетельства о государственной регистрации программы для ЭВМ;
  • 1 заявка на государственную регистрацию программы для ЭВМ

МВД России (ГКВВ МВД России)

По 3 государственным контрактам:

  • 1 патент Российской Федерации на полезную модель;
  • 1 свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ;
  • 1 заявка на выдачу патента Российской Федерации на изобретение

Рассмотрены нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность государственных заказчиков по вопросам управления правами Российской Федерации на результаты интеллектуальной деятельности. Анализ указанных документов показал следующее:

  • Деятельность по осуществлению управления правами Российской Федерации на результаты интеллектуальной деятельности военного, специального и двойного назначения, созданных за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, регламентирована только в части осуществления государственного учета результатов интеллектуальной деятельности и их использования.

Организация работ по управлению правами Российской Федерации в части осуществления мероприятий по оформлению прав государства на результаты интеллектуальной деятельности, используемые и (или) созданные при выполнении государственных контрактов, а также распоряжения такими правами, предусмотренных Правилами осуществления государственными заказчиками управления правами Российской Федерации на результаты интеллектуальной деятельности гражданского, военного, специального и двойного назначения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22 марта 2012 г. № 233 (далее — Правила управления правами), ведомственными нормативными правовыми актами не определена;

  • В типовые формы государственных контрактов не включены условия в части осуществления расходов по обеспечению правовой охраны результатов интеллектуальной деятельности, предусмотренные постановлением Правительства Российской Федерации от 22 апреля 2009 г. № 342 «О некоторых вопросах регулирования закрепления прав на результаты научно-технической деятельности»;
  • Из представленной государственными заказчиками типовой конкурсной документации установлено, что целевые индикаторы и показатели в части создания новых технологий, технических решений, способных к правовой охране, обеспечения их правовой охраны не предусмотрены.

В большинстве проверенных государственных контрактов такие индикаторы и показатели, а также требования по созданию результатов интеллектуальной деятельности, способных к правовой охране, отсутствуют;

  • При размещении заказов на выполнение работ (поставок) в рамках государственного оборонного заказа на 2013–2015 гг. проекты лицензионных договоров о предоставлении права использования результатов интеллектуальной деятельности, предусмотренные Правилами управления правами, в конкурсную документацию не включались.

В результате проверок были выявлены нарушения требований законодательства Российской Федерации в сфере правовой охраны и использования результатов интеллектуальной деятельности, касающиеся:

а) отсутствия в государственных контрактах положений, определяющих порядок осуществления расходов по обеспечению правовой охраны созданных результатов интеллектуальной деятельности;

б) неправомерного возложения на исполнителя обязанности по уплате пошлин за выдачу и поддержание в силе охранных документов при закреплении прав на созданные результаты интеллектуальной деятельности за Российской Федерацией;

в) отсутствия в государственных контрактах условий, касающихся прав на результаты интеллектуальной деятельности, а также обязанности головного исполнителя включать в договоры с соисполнителями положения в соответствии с условиями государственного контракта;

г) несоответствия условий государственных контрактов требованиям, предусмотренным постановлением Правительства Российской Федерации от 22 апреля 2009 г. № 342 «О некоторых вопросах регулирования закрепления прав на результаты научно-технической деятельности»;

д) невыполнения мероприятий по оформлению прав Российской Федерации на результаты интеллектуальной деятельности, используемые и (или) созданные при выполнении работ по государственным контрактам;

е) невключения в конкурсную документацию при размещении заказа на выполнение работ для государственных нужд проекта лицензионного договора о предоставлении права использования ранее созданного результата интеллектуальной деятельности;

ж) неисполнения функций по заключению лицензионных договоров о предоставлении организациям-разработчикам и производителям продукции военного, специального и двойного назначения права использования принадлежащих Российской Федерации результатов интеллектуальной деятельности при выполнении контрактных обязательств в ходе осуществления военно-технического сотрудничества, а также внешнеэкономической деятельности в отношении контролируемой продукции;

з) несоблюдения норм по проведению государственного учета результатов интеллектуальной деятельности, в части:

  • - нарушения порядка и сроков государственного учета результатов интеллектуальной деятельности, созданных по государственным контрактам, а также выявленных в ходе проведения инвентаризации прав на результаты научно-технической деятельности;
  • - несоблюдения установленных сроков внесения данных об объекте учета в единый реестр результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального и двойного назначения, права на которые принадлежат Российской Федерации (далее — Единый реестр);
  • - отсутствия единого порядка учета, обязательного для всех государственных заказчиков, и сопоставимости данных, содержащихся в Едином реестре, и данных, содержащихся в разделе Единого реестра государственного заказчика;
  • - неполноты ведения раздела Единого реестра на бумажном носителе;

и) отсутствия решений о досрочном прекращении действия патентов, правообладателем по которым является Российская Федерация, и невыполнения соответствующих мероприятий;

к) непринятия мер по установлению режима коммерческой тайны в отношении результатов, созданных при выполнении государственных контрактов, права на которые как секреты производства передаются организациям-разработчикам и производителям продукции военного, специального и двойного назначения на основании лицензионных договоров;

л) несоблюдения предусмотренных договором порядка и сроков по приемке выполненной работы (ее результата), а также неизвещения подрядчика при обнаружении отступлений от договора, ухудшающих результат работы, или иных недостатков в работе.

В результате проверок были выявлены нарушения положений заключенных государственных контрактов, касающиеся невыполнения мероприятий по:

а) проведению патентных исследований в соответствии с ГОСТ Р 15.011–96 по завершенным государственным контрактам;

б) осуществлению государственного учета результатов интеллектуальной деятельности;

в) принятию решений о порядке использования и форме правовой охраны результатов интеллектуальной деятельности;

г) обеспечению правовой охраны результатов интеллектуальной деятельности, выявленных по итогам патентных исследований.

Нарушения, выявленные в ходе проверок, допущены, в том числе, по следующим причинам:

  • отсутствие (недостаточное количество) у государственных заказчиков квалифицированных специалистов в области интеллектуальной собственности;
  • низкий уровень знаний законодательства Российской Федерации в сфере правовой охраны и использования результатов интеллектуальной деятельности;
  • отсутствие контроля качества со стороны должностных лиц государственных заказчиков при сдаче-приемке выполненных НИОКТР в части, касающейся выполнения условий государственных контрактов по вопросам создания и обеспечения правовой охраны результатов интеллектуальной деятельности.

По итогам проверок государственных заказчиков составлены акты проверок и выданы предписания об устранении выявленных нарушений.

2.1.1.3. Результаты проверок организаций – исполнителей государственных контрактов

В ходе проведения проверок в 2015 г. организаций — исполнителей государственных контрактов проверено:

  • 484 государственных контракта на выполнение НИОКТР гражданского, военного, специального и двойного назначения (государственные заказчики: Минпромторг России (53), Минобрнауки России (139), Минобороны России (39), Федеральное космическое агентство (19), ФМБА России (12), Росстандарт (8), Госкорпорация «Росатом» (5), МВД России (3), Минспорттуризма России (2), Росалкогольрегулирование (2), ФСБ России (2)).

Объем финансирования проверенных государственных контрактов составляет 164 млрд. 681 млн. 580 тыс. руб., в том числе: за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета — 130 млрд. 628 млн. 170 тыс. руб., за счет внебюджетных средств — 34 млрд. 53 млн. 410 тыс. руб.;

  • 44 договора о предоставлении субсидии по заказу Минобрнауки России на выполнение научно-исследовательских работ гражданского назначения (далее — договор субсидии).

Объем финансирования составляет 3 млрд. 401 млн. 980 тыс. руб., в том числе: за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета — 2 млрд. 168 млн. 130 тыс. руб., за счет внебюджетных средств — 1 млрд. 233 млн. 850 тыс. руб.;

  • 16 технических заданий в рамках выполнения государственных заданий по заказам Минобрнауки России (11) и ФМБА России (5) на проведение научных исследований гражданского назначения (далее — ТЗ).

Объем финансирования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета составляет 102 млн. 940 тыс. руб., внебюджетные средства не привлекались.

Проверено 99 лицензионных договоров о предоставлении организациям-разработчикам и производителям продукции военного, специального и двойного назначения права использования результатов интеллектуальной деятельности, права на которые принадлежат Российской Федерации, при выполнении ими контрактных обязательств при осуществлении военно-технического сотрудничества, а также внешнеэкономической деятельности в отношении контролируемой продукции.

Из числа 484 проверенных в рамках 386 государственных контрактов на выполнение НИОКТР гражданского, военного, специального и двойного назначения созданы охраноспособные результаты интеллектуальной деятельности (1475), в отношении которых приняты меры по обеспечению правовой охраны (см. табл. 2.1.1.3.1).

Табл. 2.1.1.3.1

Государственный заказчик

Количество государственных контрактов, по которым приняты меры по обеспечению правовой охраны созданных результатов

Минобрнауки России

По 131 государственному контракту:

  • 131 патент Российской Федерации на изобретение;
  • 29 патентов Российской Федерации на полезную модель;
  • 16 свидетельств о государственной регистрации программы для ЭВМ;
  • 2 свидетельства о государственной регистрации базы данных;
  • 4 свидетельства о государственной регистрации топологий интегральных микросхем;
  • 22 заявки на выдачу патента Российской Федерации на изобретение;
  • 19 ноу-хау

Минпромторг России

По 213 государственным контрактам:

  • 137 патентов Российской Федерации на изобретение;
  • 100 патентов Российской Федерации на полезную модель;
  • 28 свидетельств о государственной регистрации программы для ЭВМ;
  • 2 свидетельства о государственной регистрации базы данных;
  • 45 заявок на выдачу патента Российской Федерации на изобретение;
  • 16 заявок на выдачу патента Российской Федерации на полезную модель;
  • 3 заявки на государственную регистрацию программы для ЭВМ;
  • 798 ноу-хау

Федеральное космическое агентство

По 15 государственным контрактам:

  • 24 патента Российской Федерации на изобретение;
  • 3 патента Российской Федерации на полезную модель;
  • 47 свидетельств о государственной регистрации программы для ЭВМ;
  • 2 свидетельства о государственной регистрации базы данных;
  • 4 заявки на выдачу патента Российской Федерации на изобретение

Минобороны России

По 13 государственным контрактам:

  • 18 патентов Российской Федерации на изобретение;
  • 3 патента Российской Федерации на полезную модель;
  • 3 заявки на выдачу патента Российской Федерации на изобретение;
  • 1 заявка на выдачу патента Российской Федерации на промышленный образец

ФМБА России

По 5 государственным контрактам:

  • 3 патента Российской Федерации на изобретение;
  • 3 ноу-хау

Росстандарт

По 4 государственным контрактам:

  • 4 патента Российской Федерации на изобретение;
  • 1 патент Российской Федерации на полезную модель;
  • 1 заявка на выдачу патента Российской Федерации на изобретение

Государственная корпорация
по атомной энергии «Росатом»

По 3 государственным контрактам:

  • 1 патент Российской Федерации на изобретение;
  • 1 патент Российской Федерации на полезную модель;
  • 1 заявка на выдачу патента Российской Федерации на изобретение;
  • 1 ноу-хау

Минспорттуризма России

По 2 государственным контрактам:

  • 2 патента Российской Федерации на полезную модель

МВД России, Росалкогольрегулирование,

ФСБ России

  • нет

Из числа 44 проверенных в рамках 28 договоров субсидий созданы охраноспособные результаты (87) интеллектуальной деятельности, в отношении которых приняты меры по обеспечению правовой охраны (см. табл. 2.1.1.3.2).

Табл. 2.1.1.3.2

Государственный заказчик

Количество договоров субсидий, по которым приняты меры по обеспечению правовой охраны созданных результатов

Минобрнауки России

По 28 договорам субсидий:

  • 18 патентов Российской Федерации на изобретение;
  • 11 патентов Российской Федерации на полезную модель;
  • 22 свидетельства о государственной регистрации программы для ЭВМ;
  • 30 заявок на выдачу патента Российской Федерации на изобретение;
  • 2 заявки на выдачу патента Российской Федерации на полезную модель;
  • 3 заявки на государственную регистрацию программы для ЭВМ;
  • 1 ноу-хау

В рамках выполнения 14 ТЗ создано 39 охраноспособных результатов интеллектуальной деятельности, в отношении которых приняты меры по обеспечению правовой охраны (см. табл. 2.1.1.3.3).

Табл. 2.1.1.3.3

Государственный заказчик

Количество ТЗ, по которым приняты меры по обеспечению правовой охраны
созданных результатов

Минобрнауки России

По 10 ТЗ:

  • 1 патент Российской Федерации на полезную модель;
  • 17 свидетельств о государственной регистрации программы для ЭВМ;
  • 3 свидетельства о государственной регистрации базы данных;
  • 11 заявок на выдачу патента Российской Федерации на изобретение;
  • 1 заявка на выдачу патента Российской Федерации на полезную модель;
  • 1 ноу-хау

ФМБА России

По 4 ТЗ:

  • 5 заявок на выдачу патента Российской Федерации на изобретение

В результате проведенных в 2015 г. проверок организаций — исполнителей государственных контрактов, договоров субсидий и ТЗ на выполнение НИОКТР гражданского, военного, специального и двойного назначения выявлены нарушения требований законодательства в сфере правовой охраны и использования результатов интеллектуальной деятельности и положений заключенных государственных контрактов, договоров субсидий и ТЗ, касающиеся:

а) непредставления государственному заказчику сведений для осуществления (актуализации) государственного учета созданных результатов интеллектуальной деятельности — по 111 государственным контрактам, 10 договорам субсидий и 3 ТЗ;

б) непринятия мер по закреплению прав на результаты интеллектуальной деятельности — по 20 государственным контрактам;

в) отсутствия правовой охраны результатов интеллектуальной деятельности — по 7 государственным контрактам, 3 договорам субсидий и 2 ТЗ;

г) отсутствия патентных исследований — по 25 государственным контрактам и 6 договорам субсидий;

д) неизвещения государственного заказчика о создании охраноспособных результатов интеллектуальной деятельности — по 24 государственным контрактам и 1 договору субсидии;

е) отсутствия положений о распределении прав на результаты интеллектуальной деятельности в договорах с соисполнителями — по 56 государственным контрактам и 1 договору субсидии;

ж) отсутствия согласования с государственным заказчиком необходимости и условий использования охраняемых результатов интеллектуальной деятельности, исключительные права на которые принадлежат третьим лицам — по 2 государственным контрактам;

з) неизвещения государственного заказчика о досрочном прекращении действия патентов Российской Федерации — по 9 государственным контрактам;

и) непринятия мер по обеспечению конфиденциальности сведений, относящихся к полученным результатам интеллектуальной деятельности — по 13 государственным контрактам;

к) непринятия мер по установлению режима коммерческой тайны в отношении созданных результатов интеллектуальной деятельности — по 26 государственным контрактам;

л) ущемления права авторов на вознаграждение за создание служебных результатов интеллектуальной деятельности — в 6 организациях;

м) ущемления права авторов на вознаграждение за использование результатов интеллектуальной деятельности — в 3 организациях.

В результате проверок в 6 организациях-исполнителях выявлены нарушения условий 3 лицензионных договоров о предоставлении права использования результатов интеллектуальной деятельности, права на которые принадлежат Российской Федерации (по договорам комиссии), в части направления лицензиару отчетной документации.

В адрес государственных заказчиков направлена информация о результатах проверок организаций — исполнителей государственных контрактов на выполнение НИОКТР.

Информация о результатах проверок ряда организаций — исполнителей НИОКТР направлена в адрес Генеральной прокуратуры Российской Федерации по ее запросам.

В 2015 г. в 1 организации-исполнителе (ПАО «МАК «Вымпел») и 3 государственных заказчиках (Минобрнауки России, МЧС России и Минобороны России) были установлены правонарушения, связанные с невыполнением предписаний Роспатента об устранении выявленных в ходе проверок нарушений обязательных требований. Также в организации-исполнителе (ПАО «ИНЭУМ им. И. С. Брука») установлено правонарушение, связанное с непредставлением документов о выполнении предписаний Роспатента в установленный срок.

По фактам совершения указанных правонарушений составлены протоколы об административных правонарушениях в соответствии с частью 1 статьи 19.5 и статьей 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Проведенные в 2015 г. проверки показали, что уровень практического использования результатов интеллектуальной деятельности остается низким.

В ходе проведения проверок установлено, что введены в хозяйственный оборот посредством предоставления неисключительной лицензии на право использования только 17 результатов интеллектуальной деятельности, созданных в рамках выполнения 3 государственных контрактов гражданского назначения и 1 государственного контракта военного, специального и двойного назначения.

Кроме того, исключительное право на 2 результата интеллектуальной деятельности (ноу-хау), созданных при выполнении 2 государственных контрактов гражданского назначения, переданы на основании соответствующих соглашений.

Лицензионные договоры о предоставлении права использования результатов интеллектуальной деятельности, права на которые принадлежат Российской Федерации, не заключались.

Таким образом, в результате проверок, проведенных в 2015 г. Роспатентом в ходе реализации функции контроля и надзора, проанализировано 618 государственных контрактов, 44 договора субсидий и 16 ТЗ.

По итогам проверок государственных заказчиков и организаций-исполнителей выдано 57 предписаний об устранении нарушений.

Положительным следствием реализации Роспатентом контрольно-надзорных мероприятий является увеличение в 2015 г. количества обеспеченных правовой охраной результатов интеллектуальной деятельности, которые были получены в рамках проверенных государственных контрактов (1692 — в 2015 г. против 1200 — в 2014 г. и 958 — в 2013 г.).

2.1.2. Совершенствование механизмов осуществления контроля и надзора в сфере правовой охраны и использования результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, полученных за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета

В 2015 г. Роспатентом продолжена работа по подготовке нормативных актов, направленных на совершенствование механизма осуществления контрольных и надзорных мероприятий.

Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 8 апреля 2015 г. № 209 утвержден Административный регламент исполнения Федеральной службой по интеллектуальной собственности государственной функции по осуществлению контроля и надзора в сфере правовой охраны и использования результатов интеллектуальной деятельности гражданского назначения, созданных за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а также контроля и надзора в установленной сфере деятельности в отношении государственных заказчиков и организаций — исполнителей государственных контрактов, предусматривающих проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ (зарегистрирован в Минюсте России 15 мая 2015 г., рег. № 37309).

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2015 г. № 415 «О Правилах формирования и ведения единого реестра проверок» издан приказ Роспатента от 29 июня 2015 г. № 91 «Об организации работы по внесению Роспатентом информации о проверках в единый реестр проверок».

Разработаны и находятся на стадии рассмотрения проекты методических рекомендаций по составлению итоговых документов по результатам проверок деятельности государственных заказчиков и организаций — исполнителей государственных контрактов в сфере правовой охраны и использования результатов интеллектуальной деятельности, а также методических рекомендации по составлению протоколов об административных правонарушениях.

2.2. Правовая защита интересов государства в процессе экономического и гражданско-правового оборота результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального и двойного назначения

2.2.1. Информационно-аналитическое обеспечение ведения Федеральной службой по интеллектуальной собственности единого реестра результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального и двойного назначения, права на которые принадлежат Российской Федерации

В соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2002 г. № 131 «О государственном учете результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального и двойного назначения» и от 21 марта 2012 г. № 218 «О Федеральной службе по интеллектуальной собственности» ФГБУ «ФАПРИД» продолжены работы по информационно-аналитическому обеспечению ведения Роспатентом Единого реестра.

Сведения о количестве результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального и двойного назначения (далее — объектов учета), зарегистрированных в Едином реестре, приведены в табл. 2.2.1, а динамика их регистрации отражена на диаграмме.

По состоянию на 31 декабря 2015 г. в Едином реестре учтено 26007 объектов учета, в том числе за 2015 г. внесено 3158 объектов, на которые оформлены регистрационные свидетельства с одновременным присвоением каждому объекту учета уникального реестрового номера, что на 15,3 % больше, чем за 2014 г.

Табл. 2.2.1

Сведения о количестве объектов учета, зарегистрированных в Едином реестре
по государственным заказчикам

ФОИВ / год

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

2012

2013

2014

2015

Всего

СВР России

0

0

0

28

13

107

113

101

80

93

63

142

740

ФСКН России

0

25

16

22

16

21

6

7

9

2

3

7

134

ФСБ России

0

0

57

22

18

27

25

18

41

55

75

121

459

ФТС России

20

14

17

28

96

40

13

63

32

21

33

23

400

МЧС России

0

5

68

30

13

9

8

35

20

7

14

9

218

ГУСП

0

30

61

18

12

2

6

7

12

6

8

1

163

ФСО России

0

68

45

61

81

55

74

41

30

40

46

80

621

МВД России

0

0

0

182

128

130

98

65

83

56

43

33

818

Роскосмос

0

0

0

186

419

744

1014

826

764

454

725

455

5587

ФСТЭК России

0

130

201

101

29

43

39

141

113

50

59

50

956

Минобороны России

10

15

959

1740

1892

2736

1510

425

471

1137

1205

1214

13314

Росатом

0

0

0

0

0

0

0

8

60

552

294

173

1087

Минпромторг России

0

0

0

0

168

33

56

214

1

17

170

850

1509

Минюст России

0

0

1

0

0

0

0

0

-

-

-

-

1

Итого:

30

287

1425

2418

2885

3947

2962

1951

1716

2490

2738

3158

26007


Диаграмма

Общая динамика регистрации объектов учета в Едином реестре

2_1.tif

В разделе Роспатента Единого реестра за отчетный период зарегистрировано 23 результата интеллектуальной деятельности, передаваемых иностранным заказчикам и используемых для целей, не связанных с государственными нуждами. Всего в данном разделе по состоянию на 31 декабря 2015 г. зарегистрировано 702 объекта учета.

2.2.2. Обеспечение мероприятий по инвентаризации прав на результаты научно-технической деятельности

В ходе реализации полномочий по правовой защите интересов государства в процессе экономического и гражданско-правового оборота результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального и двойного назначения и в соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 14 января 2002 г. № 7 «О порядке инвентаризации и стоимостной оценке прав на результаты научно-технической деятельности» представители Роспатента участвовали в проведении инвентаризации прав на результаты научно-технической деятельности на предприятиях оборонно-промышленного комплекса и на отраслевых предприятиях Роскосмоса и Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом».

В 2015 г. представители Роспатента приняли участие в работе 62 комиссий по инвентаризации прав на результаты научно-технической деятельности, в том числе по 53 обязательным и 9 инициативным инвентаризациям. За отчетный период всего рассмотрено и подписано 17 материалов по инвентаризации прав на результаты научно-технической деятельности.

2.2.3. Обеспечение мероприятий по сопровождению лицензионных договоров по использованию прав государства на результаты интеллектуальной деятельности

В течение 2015 г. ФГБУ «ФАПРИД» продолжало осуществлять юридическое сопровождение исполнения обязательств по 1216 ранее заключенным лицензионным договорам о предоставлении права использования результатов интеллектуальной деятельности, права на которые принадлежат Российской Федерации.

В доход Федерального бюджета от распоряжения правами на результаты интеллектуальной деятельности военного, специального и двойного назначения в 2015 г. перечислено 1861892 тыс. рублей.

В 2015 г. финансовые обязательства были исполнены предприятиями-лицензиатами по 322 лицензионным договорам.

Таким образом, по состоянию на 31 декабря 2015 г. сохраняются обязательства предприятий-лицензиатов по 894 действующим лицензионным договорам.

2.2.4. Обеспечение мероприятий по сопровождению патентов и заявок на получение исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности в Российской Федерации и за рубежом

В отчетном периоде ФГБУ «ФАПРИД» обеспечено сопровождение 35 ранее поданных международных заявок РСТ. По состоянию на 31 декабря 2015 г. количество сопровождаемых международных заявок составило 34 единицы.

По результатам сопровождения указанных заявок в 2015 г. получено 12 патентов на изобретения, из них — 1 патент Российской Федерации и 11 зарубежных патентов (5 патентов США, 3 патента Японии, 1 патент Израиля, 1 патент Республики Корея, 1 патент ЕПВ). Также получено 8 решений о выдаче патентов на изобретения (в Гонконге — 2, в Китае — 2, в Японии — 2, в ЕПВ — 1, в Канаде — 1).

Всего по состоянию на 31 декабря 2015 г. ФГБУ «ФАПРИД» сопровождало 141 патент (на 31 декабря 2014 г. — 130 патентов), в том числе 33 патента Российской Федерации и 108 зарубежных патентов. 106 патентов в 2015 г. были поддержаны в силе.

2.2.5. Проведение работ по вопросам заключения межправительственных соглашений о взаимной охране интеллектуальной собственности в ходе двустороннего военно-технического сотрудничества и создания рабочих групп по реализации ранее заключенных соглашений в указанной сфере деятельности, а также по совершенствованию нормативного правового регулирования в сфере интеллектуальной собственности

2.2.5.1. Проведение работ по вопросам заключения межправительственных соглашений о взаимной охране интеллектуальной собственности в ходе двустороннего военно-технического сотрудничества и создания рабочих групп по реализации ранее заключенных соглашений в указанной сфере деятельности

В рамках указанного направления деятельности в 2015 г. Роспатентом проделана следующая работа.

Подготовлен и направлен в МИД России для передачи иностранным партнерам 21 проект межправительственных соглашений в области охраны результатов интеллектуальной деятельности и защиты интеллектуальной собственности в ходе двустороннего военно-технического сотрудничества.

Федеральным органам исполнительной власти для рассмотрения и согласования направлены 3 комплекта проектов распорядительных актов, необходимых для подписания межправительственных соглашений о взаимной охране интеллектуальной собственности в ходе двустороннего военно-технического сотрудничества.

В установленном порядке внесены в Правительство Российской Федерации 4 комплекта проектов распорядительных актов, необходимых для подписания межправительственных соглашений о взаимной охране интеллектуальной собственности в ходе двустороннего военно-технического сотрудничества.

Представители Роспатента приняли участие в консультациях по вопросам заключения межправительственных соглашений в сфере интеллектуальной собственности с представителями 9 иностранных государств.

Также было принято участие в консультациях по вопросу подписания положений о совместных рабочих группах по реализации межправительственного соглашения в сфере интеллектуальной собственности с представителями 3 государств.

Подписаны межправительственные соглашения о взаимной охране интеллектуальной собственности в ходе двустороннего военно-технического сотрудничества со следующими государствами:

  • ОАЭ (25 августа 2015 г.);
  • Сербия (27 октября 2015 г.);
  • Египет (24 ноября 2015 г.);
  • Лаос (16 декабря 2015 г.).

25 марта 2015 г. подписано Положение о совместной российско-армянской Рабочей группе представителей уполномоченных органов Сторон по реализации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Армения о взаимной охране прав на результаты интеллектуальной деятельности, используемые и полученные в ходе двустороннего военно-технического сотрудничества, от 2 декабря 2005 г.

14 октября 2015 г. подписан Протокол о внесении изменения в Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Азербайджанской Республики о взаимной охране прав на результаты интеллектуальной деятельности, используемые и полученные в ходе двустороннего военно-технического сотрудничества, от 4 декабря 2006 г.

14 октября 2015 г. подписано Положение о совместной рабочей группе по реализации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Азербайджанской Республики о взаимной охране прав на результаты интеллектуальной деятельности, используемые и полученные в ходе двустороннего военно-технического сотрудничества, от 4 декабря 2006 г.

В МИД России для передачи уполномоченным органам 2-х государств по реализации межправительственных соглашений в сфере интеллектуальной собственности направлены проекты положений о совместной рабочей группе по реализации этих соглашений.

В 2015 г. Роспатентом были рассмотрены подготовленные федеральными органами исполнительной власти 3 проекта межправительственных соглашений о военно-техническом сотрудничестве, а также необходимые для их заключения проекты распоряжений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.

Рассмотрен контрпроект Положения о совместной рабочей подгруппе по реализации межправительственного Соглашения с Чехией о взаимной охране интеллектуальной собственности в ходе двустороннего военно-технического сотрудничества.

2.2.5.2. Проведение работ по совершенствованию нормативного правового регулирования в сфере интеллектуальной собственности

Рассмотрены 7 проектов межправительственных соглашений (меморандумов) в различных сферах деятельности, подготовленных федеральными органами исполнительной власти, в части распределения прав на результаты интеллектуальной деятельности, обеспечения правовой охраны и использования таких результатов.

Рассмотрен 1 проект межправительственного соглашения о сотрудничестве в области исследования и использования космического пространства в мирных целях.

В рамках анализа законодательства в сфере правовой охраны и использования результатов интеллектуальной деятельности и подготовки предложений по внесению изменений в законодательство Российской Федерации в указанной сфере Роспатентом в рамках компетенции рассмотрены 7 проектов нормативных правовых актов.

Подготовлены проект постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 22 марта 2012 г. № 233» и проект Порядка урегулирования государственными заказчиками с Федеральной службой по интеллектуальной собственности вопросов правовой защиты интересов государства при использовании результатов интеллектуальной деятельности военного назначения, права на которые принадлежат Российской Федерации, в ходе осуществления военно-технического сотрудничества.

Подготовлены и направлены в Минэкономразвития России предложения по совершенствованию законодательства Российской Федерации в сфере интеллектуальной собственности.

Подготовлены материалы к заседанию президиума Совета при Президенте Российской Федерации по модернизации экономики и инновационному развитию России по вопросу реализации государственной политики в области интеллектуальной собственности.

Подготовлены предложения в проект основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации на 2015–2018 гг., включая, в том числе, меры структурной политики.

Подготовлены предложения и замечания по проекту долгосрочной государственной стратегии в области интеллектуальной собственности.

Подготовлен, согласован с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и в установленном порядке внесен в Правительство Российской Федерации проект постановления Правительства Российской Федерации «О Типовом соглашении между Правительством Российской Федерации и правительствами иностранных государств о взаимной охране результатов интеллектуальной деятельности и защите интеллектуальной собственности в ходе двустороннего военно-технического сотрудничества». Указанное Типовое соглашение утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 2 июня 2015 г. № 535.

Подготовлены замечания по проекту комплексного плана мероприятий Минобороны России по активизации работы, направленной на совершенствование правовой охраны за рубежом результатов интеллектуальной деятельности, содержащихся в ПВН, поставляемой иностранным заказчикам.

Проведен анализ законодательства Российской Федерации в сфере интеллектуальной собственности и подготовлены предложения в план-график совершенствования нормативно-правовой базы в сфере управления правами на результаты интеллектуальной деятельности, созданные в ходе выполнения НИОКТР военного, специального и двойного назначения.

2.3. Результаты интеллектуальной деятельности, права на которые принадлежат Российской Федерации

Общее количество поступивших заявок, выданных патентов и свидетельств на имя Российской Федерации в 2015 г., представлены в табл. 2.3.

Табл. 2.3

Показатели

Изобретения

Полезные модели

Программы для ЭВМ, базы данных, топологии интегральных микросхем

Промыш­ленные образцы

Итого:

Подано заявок в 2015 г.

443

166

589

15

1213

Количество действующих патентов на изобретения, полезные модели, промышленные образцы и свидетельств на программы для ЭВМ, базы данных и топологии интегральных микросхем на имя Российской Федерации по состоянию на 31.12.2015, всего

2762

1037

2518

61

6378

из них выдано в 2015 г.

559

170

554

7

1290




Дата последнего обновления: 05.10.2016 11:03
Photo of the building

Подведомственные учреждения
ФИПС РГАИС ФАПРИД