Версия для слабовидящих English version О Роспатенте Деятельность Госзакупки Госслужба Нормативно-правовые акты Пресс-центр Прием обращений Ссылки

Годовой отчет 2014 (Раздел 2)

 

1. Оказание государственных услуг по обеспечению правовой охраны объектов интеллектуальной собственности


2. Деятельность Роспатента по контролю и надзору в сфере правовой охраны и использования результатов интеллектуальной деятельности гражданского, военного, специального и двойного назначения, созданных за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а также по правовой защите интересов государства в процессе экономического и гражданско-правового оборота результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального и двойного назначения

2.1. Контроль и надзор в сфере правовой охраны и использования результатов интеллектуальной деятельности гражданского, военного, специального и двойного назначения, созданных за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета

2.2. Правовая защита интересов государства в процессе экономического и гражданско-правового оборота результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального и двойного назначения

2.3. Результаты интеллектуальной деятельности, права на которые принадлежат Российской Федерации


3. Основные направления международной деятельности Pоспатента

4. Компьютеризация и модернизация автоматизированных систем

5. Поддержание и развитие фондов патентной документации. Официальные и информационные издания Роспатента. Предоставление информационных услуг

6. Научная деятельность и подготовка кадров, обучение специалистов и повышение квалификации в области интеллектуальной собственности, аттестация и регистрация патентных поверенных

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5


Razdel_2.tif
IMG_3276.JPG
IMG_9603.JPG
IMG_9705.JPG

2.1. Контроль и надзор в сфере правовой охраны и использования результатов интеллектуальной деятельности гражданского, военного, специального и двойного назначения, созданных за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета

2.1.1. Проверка деятельности государственных заказчиков и организаций – исполнителей государственных контрактов, предусматривающих проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ

2.1.1.1. Общие сведения об итогах проверок

В 2014 г. Роспатентом в соответствии с полномочиями, закрепленными в Положении, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2012 г. № 218 «О Федеральной службе по интеллектуальной собственности», в целях контроля и надзора в сфере правовой охраны и использования результатов интеллектуальной деятельности гражданского, военного, специального и двойного назначения, созданных за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, осуществлялись проверки деятельности государственных заказчиков и организаций – исполнителей государственных контрактов, предусматривающих проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ.

Контроль и надзор в установленной сфере деятельности осуществляется Роспатентом в соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации от 26 января 2012 г. № 9 «Об осуществлении контроля и надзора в сфере правовой охраны и использования результатов интеллектуальной деятельности гражданского назначения, созданных за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а также контроля и надзора в установленной сфере деятельности в отношении государственных заказчиков и организаций – исполнителей государственных контрактов, предусматривающих проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ» и от 26 апреля 2012 г. № 402 «Об осуществлении контроля и надзора в сфере правовой охраны и использования результатов интеллектуальной деятельности военного, специального и двойного назначения, созданных за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а также контроля и надзора в установленной сфере деятельности в отношении государственных заказчиков и организаций – исполнителей государственных контрактов, предусматривающих проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ».

В 2014 г. Роспатентом в сфере правовой охраны и использования результатов интеллектуальной деятельности гражданского, военного, специального и двойного назначения, созданных за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, проведено 47 проверок, в том числе 3 – в отношении государственных заказчиков и 44 – в отношении организаций – исполнителей государственных контрактов, предусматривающих проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ (далее – НИОКР), из них:

44 плановые выездные проверки в соответствии с Планом проведения плановых проверок юридических лиц на 2014 г. Федеральной службы по интеллектуальной собственности, 2 внеплановые выездные проверки в соответствии с требованиями Генеральной прокуратуры Российской Федерации и 1 внеплановая выездная проверка в связи с истечением срока исполнения ранее выданного предписания Роспатента об устранении выявленных нарушений.

Роспатент принял участие в 2 комплексных проверках, проведенных Генеральной прокуратурой Российской Федерации, в отношении ОАО «Концерн «Радиотехнические и информационные системы» и ОАО «Концерн Радиоэлектронные технологии».

Проверки проведены в 6 федеральных округах Российской Федерации (см. табл. 2.1.1.1) .

Табл. 2.1.1.1

Федеральный округ

Город

Группы проверенных организаций

Количество проверенных организаций

Доля от общего количества проверенных организаций, %

Центральный

Москва, Воронеж, Королев, Рязань

ОАО – 12, ФГУП – 5, Учреждения ВПО – 4, ФГБУН (РАН) – 4, Министерства – 2, ФГБУ – 3, ФГБУН (ФМБА России) – 1

31

66,0

Северо-Западный

Санкт-Петербург

ОАО – 7

7

14,9

Приволжский

Нижний Новгород, Дзержинск, Казань, Пенза

ОАО – 3, Учреждения ВПО – 1

4

8,5

Сибирский

Бийск, Красноярск, Томск

Учреждения ВПО – 2, ОАО – 1

3

6,4

Дальневосточный

Владивосток

Учреждения ВПО – 1

1

2,1

Уральский

Екатеринбург

OAO – 1

1

2,1

 

Среди проверенных юридических лиц (см. табл. 2.1.1.2): открытые акционерные общества (ОАО); учреждения высшего профессионального образования (учреждения ВПО); федеральные государственные унитарные предприятия (ФГУП); федеральные государственные бюджетные учреждения науки РАН (ФГБУН (РАН)); министерства; федеральные государственные бюджетные учреждения (ФГБУ); федеральные государственные бюджетные учреждения науки Федерального медико-биологического агентства (ФГБУН ФМБА России).

Табл. 2.1.1.2

Группа организаций

Количество проверок

Доля от общего числа проверок, %

ОАО

24

51,1

Учреждения ВПО

8

17,0

ФГУП

5

10,6

ФГБУН (РАН)

4

8,5

Министерства

2

4,3

ФГБУ

3

6,4

ФГБУН (ФМБА России)

1

2,1

Итого:

47

100

 

Проведены проверки деятельности 3 государственных заказчиков – ФГБУ «Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере» (в сфере гражданского назначения), Минтранс России (в сфере гражданского, военного, специального и двойного назначения), МЧС России (в сфере гражданского, военного, специального и двойного назначения), а также 15 организаций – исполнителей государственных контрактов на выполнение НИОКР гражданского назначения, 23 организации – исполнителя государственных контрактов на выполнение НИОКР гражданского, военного, специального и двойного назначения, 6 организаций – исполнителей государственных контрактов на выполнение НИОКР военного, специального и двойного назначения.

2.1.1.2. Результаты проведения проверок государственных заказчиков

В ходе проведения в 2014 г. проверок государственных заказчиков проанализирована их деятельность в сфере правовой охраны и использования результатов интеллектуальной деятельности гражданского, военного, специального и двойного назначения, созданных за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета (далее – результаты интеллектуальной деятельности).

Проверено 65 государственных контрактов на выполнение НИОКР гражданского, военного, специального и двойного назначения: ФГБУ «Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере» (далее – Фонд) – 13; Минтранс России – 21; МЧС России – 31. Объем финансирования проверенных государственных контрактов составляет 1 млрд. 996 млн. 620 тыс. руб. (за счет средств федерального бюджета – 1 млрд. 626 млн. 490 тыс. руб., за счет внебюджетных средств – 370 млн. 130 тыс. руб.).

Рассмотрены нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность государственных заказчиков по вопросам управления правами Российской Федерации на результаты интеллектуальной деятельности. Анализ указанных документов показал следующее:

  • положениями о Минтрансе России (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. № 395), о МЧС России (утверждены Указом Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 г. № 868), Уставом Фонда (утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июля 2012 г. № 680) их функции и полномочия как государственных заказчиков по осуществлению управления правами Российской Федерации на результаты интеллектуальной деятельности не определены;
  • положениями о структурных подразделениях государственных заказчиков функции по осуществлению мероприятий и выполнению работ в области управления правами Российской Федерации на результаты интеллектуальной деятельности не определены;
  • ведомственные нормативные правовые акты, регламентирующие организацию и порядок осуществления государственными заказчиками управления правами Российской Федерации на результаты интеллектуальной деятельности, по заказу которых созданы такие результаты, отсутствуют;
  • ряд ведомственных нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность в сфере правовой охраны и использования результатов интеллектуальной деятельности, утратил силу или требует актуализации в соответствии с изменениями в законодательстве Российской Федерации в области интеллектуальной собственности;
  • структурные подразделения, на которые возложены функции по осуществлению (координации) работ в сфере правовой охраны и использования результатов интеллектуальной деятельности, а также работ по управлению правами Российской Федерации на результаты интеллектуальной деятельности, отсутствуют;
  • должностными регламентами обязанности должностных лиц структурных подразделений государственных заказчиков по осуществлению в установленном порядке мероприятий и выполнению работ в области управления правами Российской Федерации на результаты интеллектуальной деятельности не предусмотрены;
  • типовые контракты и типовые условия контрактов на выполнение НИОКР нормативными правовыми актами государственных заказчиков, предусмотренные частью 11 статьи 34 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере для закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», не утверждены.

В результате проверок были выявлены нарушения требований законодательства Российской Федерации в сфере правовой охраны и использования результатов интеллектуальной деятельности, в том числе в части:

  • обязанности заказчика в сроки и в порядке, которые предусмотрены контрактом (договором), принять выполненную работу (ее результат), а при обнаружении отступлений от контракта (договора), ухудшающих результат работы, или иных недостатков в работе немедленно заявить об этом подрядчику;
  • закрепления прав на созданные результаты интеллектуальной деятельности;
  • уведомления исполнителя и по его требованию передачи ему патента на безвозмездной основе в случае принятия решения государственным заказчиком о досрочном прекращении действия патента;
  • включения в государственные контракты положений о правах на подачу заявки и получение патента (свидетельства) на создаваемые при реализации государственного контракта результаты интеллектуальной деятельности;
  • включения в государственные контракты положений, определяющих порядок осуществления расходов по обеспечению правовой охраны созданных результатов интеллектуальной деятельности (в государственных контрактах в структуре цены такие расходы не отражены);
  • осуществления государственного учета результатов интеллектуальной деятельности, а именно:
  • - по ряду государственных контрактов обязанность исполнителя направлять государственному заказчику сведения, необходимые для ведения государственного учета созданных результатов интеллектуальной деятельности, не предусмотрена;
  • - сведения о результатах интеллектуальной деятельности, как объектах учета, в базы данных государственных заказчиков не вносятся, актуализация сведений о внесенных объектах учета не осуществляется, в единый реестр результатов научно-технической деятельности сведения (актуализация сведений) не направляются;
  • - установленные сроки внесения сведений (актуализация сведений) о полученных объектах учета в базы данных государственных заказчиков (месячный срок) нарушаются;
  • - не вносятся в базу данных государственного заказчика и не направляются в единую государственную информационную систему сведения для осуществления государственного учета созданных результатов интеллектуальной деятельности;
  • - в государственной базе данных не отражены сведения о передаче (предоставлении) юридическим или физическим лицам от имени Российской Федерации прав на использование объектов учета или их составных частей;
  • выполнения мероприятий по оформлению прав Российской Федерации на результаты интеллектуальной деятельности, созданные при выполнении работ по государственным контрактам;
  • организации государственными заказчиками использования результатов интеллектуальной деятельности, разработки проектов лицензионных договоров о предоставлении права использования ранее созданных по их заказу результатов интеллектуальной деятельности и включения их в конкурсную документацию при размещении заказа на выполнение работ для государственных нужд;
  • принятия решения о досрочном прекращении действия патентов, правообладателем по которым является Российская Федерация, от имени которой выступает государственный заказчик, и выполнения соответствующих мероприятий;
  • организации заключения лицензионных договоров о предоставлении организациям-разработчикам и производителям продукции военного, специального и двойного назначения права использования при выполнении ими контрактных обязательств результатов интеллектуальной деятельности, права на которые принадлежат Российской Федерации.

В результате проверок были выявлены нарушения положений заключенных государственных контрактов, в том числе в части:

  • направления государственным заказчиком в адрес исполнителя (после получения от него уведомления о создании результата интеллектуальной деятельности, способного к правовой охране) решения о форме правовой охраны и порядке использования такого результата;
  • закрепления прав на результаты интеллектуальной деятельности;
  • создания охраноспособных результатов интеллектуальной деятельности и обеспечения их правовой охраны;
  • направления уведомления о досрочном прекращении действия патентов;
  • проведения патентных исследований.

Нарушения, выявленные в ходе проверок, допущены, в том числе, по следующим причинам:

  • отсутствие у государственных заказчиков структурных подразделений, на которые возложены функции по осуществлению работ в сфере правовой охраны и использования результатов интеллектуальной деятельности;
  • отсутствие (недостаточное количество) у государственных заказчиков квалифицированных специалистов в области интеллектуальной собственности;
  • недостаточные знания у ответственных должностных лиц государственных заказчиков законодательства Российской Федерации в сфере правовой охраны и использования результатов интеллектуальной деятельности;
  • недостаточный контроль качества со стороны должностных лиц государственных заказчиков при сдаче-приемке выполненных НИОКР.

В рамках федеральных целевых программ (ФЦП) целевые индикаторы и показатели эффективности по их реализации в части создания новых технологий, получения патентов и других документов, удостоверяющих новизну технических решений, не установлены.

Также условиями большинства рассмотренных государственных контрактов не предусмотрены требования по созданию охраноспособных результатов интеллектуальной деятельности.

Материалы заявок на получение охранных документов на результаты интеллектуальной деятельности, права на которые закрепляются за Российской Федерацией, у государственных заказчиков отсутствуют.

Финансирование работ по доведению результатов интеллектуальной деятельности до стадии практического применения государственными заказчиками не осуществлялось.

По итогам проверок государственных заказчиков составлены акты проверок и выданы предписания об устранении выявленных нарушений.

2.1.1.3. Результаты проверок организаций – исполнителей государственных контрактов

В ходе проведения проверок организаций – исполнителей государственных контрактов проверено 462 государственных контракта на выполнение НИОКР гражданского, военного, специального и двойного назначения (государственные заказчики: Министерство образования и науки Российской Федерации – 147, Министерство промышленности и торговли Российской Федерации – 204, Министерство обороны Российской Федерации – 53, Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом» – 15, Федеральная служба безопасности – 1, Федеральное космическое агентство – 33, Министерство внутренних дел Российской Федерации – 4, Федеральное медико-биологическое агентство – 2, Федеральное дорожное агентство – 1, Министерство чрезвычайных ситуаций Российской Федерации – 2). Объем финансирования проверенных государственных контрактов превышает 145 млрд. руб., в том числе: за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета – 127 млрд. 499 млн. руб., за счет внебюджетных средств – 17 млрд. 783 млн. руб.

Проверено 22 договора субсидий. Объем финансирования составляет 2 млрд. 502 млн. руб. (за счет средств федерального бюджета – 1 млрд. 585 млн. руб., за счет внебюджетных средств – 917 млн. руб.).

Проверено 15 технических заданий в рамках выполнения государственных заданий на проведение научных исследований. Объем финансирования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета составляет 214 млн. 818 тыс. рублей.

Проверено 39 договоров комиссии на поставку продукции военного назначения, 45 лицензионных договоров о предоставлении юридическим лицам права использования результатов интеллектуальной деятельности, права на которые принадлежат Российской Федерации.

В рамках выполнения 353 государственных контрактов на выполнение НИОКР гражданского, военного, специального и двойного назначения получены 184 патента Российской Федерации на изобретение, 75 патентов Российской Федерации на полезную модель, 2 патента Российской Федерации на промышленный образец, 106 свидетельств о государственной регистрации программы для ЭВМ, 42 свидетельства о государственной регистрации топологии интегральных микросхем, 5 свидетельств о государственной регистрации базы данных, а также подано 128 заявок на выдачу патентов Российской Федерации на изобретение, 12 заявок на выдачу патентов Российской Федерации на полезную модель, 4 заявки на выдачу патента Российской Федерации на промышленный образец, 12 заявок на государственную регистрацию программы для ЭВМ, 1 заявка на государственную регистрацию топологии интегральных микросхем и 1 заявка на государственную регистрацию базы данных. В отношении 529 результатов установлен режим коммерческой тайны.

Таким образом, в отношении 1101 результата интеллектуальной деятельности были приняты меры по обеспечению их правовой охраны (см. табл. 2.1.1.3).

Табл. 2.1.1.3

Государственный заказчик

Количество государственных контрактов, по которым приняты меры по обеспечению правовой охраны созданных результатов

Министерство образования и науки Российской Федерации

По 127 государственным контрактам:

  • 86 патентов Российской Федерации на изобретение;
  • 40 патентов Российской Федерации на полезную модель;
  • 32 свидетельства о государственной регистрации программы для ЭВМ;
  • 4 свидетельства о государственной регистрации топологии интегральных микросхем;
  • 2 свидетельства о государственной регистрации базы данных;
  • 74 заявки на выдачу патентов Российской Федерации на изобретение;
  • 3 заявки на выдачу патентов Российской Федерации на полезную модель;
  • 1 заявка на государственную регистрацию программы для ЭВМ

В отношении 38 результатов установлен режим коммерческой тайны

Министерство промышленности и торговли Российской Федерации

По 174 государственным контрактам:

  • 32 патента Российской Федерации на изобретение;
  • 29 патентов Российской Федерации на полезную модель;
  • 2 патента Российской Федерации на промышленный образец;
  • 61 свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ;
  • 3 свидетельства о государственной регистрации базы данных;
  • 10 свидетельств о государственной регистрации топологии интегральных микросхем;
  • 37 заявок на выдачу патентов Российской Федерации на изобретение;
  • 7 заявок на выдачу патентов Российской Федерации на полезную модель;
  • 4 заявки на выдачу патентов Российской Федерации на промышленный образец;
  • 8 заявок на государственную регистрацию программы для ЭВМ;
  • 1 заявка на государственную регистрацию топологии интегральных микросхем;
  • 1 заявка на государственную регистрацию базы данных.

В отношении 434 результатов установлен режим коммерческой тайны

Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом»

По 8 государственным контрактам:

  • 1 патент Российской Федерации на изобретение;
  • 4 свидетельства о государственной регистрации программы для ЭВМ;
  • 3 заявки на выдачу патентов Российской Федерации на изобретение;
  • 1 заявка на выдачу патента Российской Федерации на полезную модель.

В отношении 1 результата установлен режим коммерческой тайны

Министерство обороны Российской Федерации

По 20 государственным контрактам:

  • 47 патентов Российской Федерации на изобретение;
  • 4 патента Российской Федерации на полезную модель;
  • 1 свидетельство о государственной регистрации топологии интегральных микросхем;
  • 6 заявок на выдачу патентов Российской Федерации на изобретение;
  • 1 заявка на выдачу патента Российской Федерации на полезную модель.

В отношении 15 результатов установлен режим коммерческой тайны

МВД России

По 1 государственному контракту:

  • 1 патент Российской Федерации на полезную модель

Федеральное космическое агентство

По 23 государственным контрактам:

  • 18 патентов Российской Федерации на изобретение;
  • 1 патент Российской Федерации на полезную модель;
  • 27 свидетельств о государственной регистрации топологии интегральных микросхем;
  • 9 свидетельств о государственной регистрации программы для ЭВМ;
  • 8 заявок на выдачу патентов Российской Федерации на изобретение;
  • 3 заявки на государственную регистрацию программы для ЭВМ.

В отношении 41 результата установлен режим коммерческой тайны

МЧС России, ФМБА России, Федеральное дорожное агентство

-

 

В рамках выполнения 16 договоров субсидий получено 10 патентов Российской Федерации на изобретение, 4 свидетельства о государственной регистрации программы для ЭВМ, 6 свидетельств о государственной регистрации базы данных и 5 патентов Российской Федерации на полезную модель, а также подано 13 заявок на выдачу патентов Российской Федерации на изобретение и 2 заявки на выдачу патента Российской Федерации на полезную модель. В отношении 4 результатов интеллектуальной деятельности установлен режим коммерческой тайны.

В рамках выполнения 11 технических заданий получено 12 патентов Российской Федерации на изобретение, 3 патента Российской Федерации на полезную модель, 22 свидетельства о государственной регистрации программы для ЭВМ, 2 свидетельства о государственной регистрации базы данных, подано 16 заявок на выдачу патентов Российской Федерации на изобретение.

В результате проведенных в 2014 г. проверок организаций – исполнителей государственных контрактов и договоров субсидий на выполнение НИОКР гражданского, военного, специального и двойного назначения (далее – организация) выявлены нарушения требований законодательства в сфере правовой охраны и использования результатов интеллектуальной деятельности и положений заключенных государственных контрактов в части:

  • направления государственному заказчику сведений для осуществления (актуализации) государственного учета полученных результатов интеллектуальной деятельности – по 124 государственным контрактам, 4 договорам субсидий и 4 техническим заданиям;
  • закрепления прав на результаты интеллектуальной деятельности – по 17 государственным контрактам и 5 техническим заданиям;
  • предоставления правовой охраны результатам интеллектуальной деятельности – по 12 государственным контрактам, 2 договорам субсидий и 6 техническим заданиям;
  • проведения патентных исследований – по 29 государственным контрактам и 1 договору субсидии;
  • уведомления исполнителем государственного заказчика о создании охраноспособных результатов интеллектуальной деятельности – по 7 государственным контрактам;
  • распределения прав на результаты интеллектуальной деятельности в договорах с соисполнителями – в 13 проверенных организациях;
  • согласования с государственным заказчиком необходимости и условий использования охраняемых результатов интеллектуальной деятельности, исключительные права на которые принадлежат третьим лицам, – по 1 государственному контракту;
  • уведомления исполнителем государственного заказчика о досрочном прекращении действия патентов Российской Федерации – по 4 государственным контрактам;
  • обеспечения конфиденциальности сведений, относящихся к полученным результатам интеллектуальной деятельности, – по 21 государственному контракту;
  • использования предшествующей интеллектуальной собственности – по 2 государственным контрактам;
  • внедрения в производственный процесс разработанной технологии – по 1 государственному контракту.

В ходе проведенных проверок в 5 организациях выявлены нарушения прав российских физических лиц в части, касающейся права автора на вознаграждение за использование служебного изобретения.

В результате проверок в 2 организациях выявлены нарушения условий 3 лицензионных договоров о предоставлении права использования результатов интеллектуальной деятельности, права на которые принадлежат Российской Федерации (по договорам комиссии), в части направления лицензиару отчетной документации.

По итогам проверок организаций составлены акты проверок и выданы предписания об устранении выявленных нарушений.

В адрес государственных заказчиков направлялась информация о результатах проверок организаций – исполнителей государственных контрактов на выполнение НИОКР.

В контролируемый период в 2 организациях – исполнителях государственных контрактов (ОАО «Концерн «Морское подводное оружие – Гидроприбор» и ФГБОУ ВПО «МАТИ – Российский государственный технологический университет им. К. Э. Циолковского») были выявлены правонарушения, связанные с невыполнением предписаний Роспатента об устранении выявленных в ходе плановых проверок нарушений обязательных требований.

По указанным правонарушениям составлены протоколы об административных правонарушениях.

Проведенные в 2014 г. проверки показали, что уровень практического использования результатов интеллектуальной деятельности остается низким.

Из созданных по государственным контрактам, договорам субсидий и техническим заданиям 1200 результатов интеллектуальной деятельности на баланс в качестве нематериальных активов поставлены только 209 результатов (на сумму 261 млн. 535 тыс. руб.).

В ходе проведения проверок установлено, что введены в хозяйственный оборот на основе лицензионных договоров (неисключительная лицензия) только 4 результата интеллектуальной деятельности, созданных при выполнении государственных контрактов гражданского назначения: 3 ноу-хау, 1 программа для ЭВМ.

Лицензионные договоры о предоставлении права использования результатов интеллектуальной деятельности, права на которые принадлежат Российской Федерации, от имени которой выступает государственный заказчик, не заключались.

Финансирование работ по доведению результатов интеллектуальной деятельности до стадии практического применения государственными заказчиками не осуществлялось.

Таким образом, в результате проведенных в 2014 г. Роспатентом в рамках исполнения государственной функции контроля и надзора проверок организаций – исполнителей проанализировано 462 государственных контракта, 22 договора субсидий и 15 технических заданий к государственному заданию. По итогам проверок выдано 51 предписание об устранении нарушений.

Положительным следствием реализации Роспатентом контрольно-надзорных мероприятий является увеличение в 2014 г. количества обеспеченных правовой охраной результатов интеллектуальной деятельности, которые были получены в рамках проверенных государственных контрактов (1200 – в 2014 г. против 958 в 2013 г. и 727 в 2012 г.).

2.1.2. Совершенствование механизмов осуществления контроля и надзора в сфере правовой охраны и использования результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского, военного, специального и двойного назначения, полученных за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета

В 2014 г. Роспатентом продолжена работа по подготовке нормативных актов, направленных на совершенствование механизма осуществления контрольных и надзорных мероприятий.

Приказом Минэкономразвития России от 16 декабря 2014 г. № 809 (зарегистрирован в Минюсте России 21 января 2015 г., рег. № 35 623) внесены изменения в Административный регламент исполнения Федеральной службой по интеллектуальной собственности государственной функции по осуществлению контроля и надзора в сфере правовой охраны и использования результатов интеллектуальной деятельности военного, специального и двойного назначения, созданных за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а также контроля и надзора в установленной сфере деятельности в отношении государственных заказчиков и организаций – исполнителей государственных контрактов, предусматривающих проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ (утвержден приказом Минэкономразвития России от 26 апреля 2013 г. № 234, зарегистрирован в Минюсте России 8 июля 2013 г. № 29 013).

Издан приказ Роспатента «Об утверждении Перечня должностных лиц Федеральной службы по интеллектуальной собственности, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях» от 28 октября 2014 г. № 169 (зарегистрирован в Минюсте России 26 декабря 2014 г. № 35 439).

Издан совместный приказ Роспатента и ФСБ России об особенностях осуществления контроля и надзора в отношении органов Федеральной службы безопасности в сфере правовой охраны и использования результатов интеллектуальной деятельности военного, специального и двойного назначения, созданных за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.

2.2. Правовая защита интересов государства в процессе экономического и гражданско-правового оборота результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального и двойного назначения

2.2.1. Информационно-аналитическое обеспечение ведения Федеральной службой по интеллектуальной собственности Единого реестра результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального и двойного назначения, права на которые принадлежат Российской Федерации

Согласно требованиям постановлений Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2002 г. № 131 «О государственном учете результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального и двойного назначения» и от 21 марта 2012 г. № 218 «О Федеральной службе по интеллектуальной собственности» ФГБУ «ФАПРИД» продолжены работы по информационно-аналитическому обеспечению ведения Роспатентом Единого реестра результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального и двойного назначения, права на которые принадлежат Российской Федерации (Единый реестр).

Сведения о количестве объектов учета, зарегистрированных в Едином реестре, приведены в табл. 2.2.1, а динамика их регистрации отражена на диаграмме 1.

По состоянию на 31 декабря 2014 г. в Едином реестре всего учтено 22 849 объектов учета, в том числе за 2014 г. в него внесено 2 738 объектов учета, на которые оформлены регистрационные свидетельства с одновременным присвоением каждому объекту учета уникального реестрового номера, что на 10 % больше, чем за 2013 г.

Табл. 2.2.1

Распределение результатов интеллектуальной деятельности военного, специального и двойного назначения, зарегистрированных в Едином реестре, по государственным заказчикам

Государственный заказчик

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

2012

2013

2014

Всего

СВР России

0

0

0

28

13

107

113

101

80

93

63

598

ФСКН России

0

25

16

22

16

21

6

7

9

2

3

127

ФСБ России

0

0

57

22

18

27

25

18

41

55

75

338

ФТС России

20

14

17

28

96

40

13

63

32

21

33

377

МЧС России

0

5

68

30

13

9

8

35

20

7

14

209

ГУСП России

0

30

61

18

12

2

6

7

12

6

8

162

ФСО России

0

68

45

61

81

55

74

41

30

40

46

541

МВД России

0

0

0

182

128

130

98

65

83

56

43

785

Роскосмос

0

0

0

186

419

744

1014

826

764

454

725

5132

ФСТЭК России

0

130

201

101

29

43

39

141

113

50

59

906

Минобороны России

10

15

959

1740

1892

2736

1510

425

471

1137

1205

12100

Госкорпорация «Росатом»

0

0

0

0

0

0

0

8

60

552

294

914

Минпромторг России

0

0

0

0

168

33

56

214

1

17

170

659

Минюст России

0

0

1

0

0

0

0

0

0

0

0

1

Фонд перспективных исследований

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

0

0

Итого:

30

287

1425

2418

2885

3947

2962

1951

1716

2490

2738

22849

 

 

Razdel_2-1.tif

В разделе Единого реестра Роспатента за отчетный период зарегистрировано 23 объекта учета, передаваемых иностранным заказчикам и используемых для целей, не связанных с государственными нуждами. Всего в данном разделе по состоянию на 31 декабря 2014 г. зарегистрировано 679 объектов учета.

В рамках совершенствования существующей системы государственного учета результатов интеллектуальной деятельности военного, специального и двойного назначения Роспатентом разработаны проекты методических рекомендаций по организации государственного учета результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального и двойного назначения и форм документов, необходимых для ведения Единого реестра. Проекты проходят этап согласования с государственными заказчиками.

Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 603 «О реализации планов (программ) строительства и развития Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов и модернизации оборонно-промышленного комплекса» ФГБУ «ФАПРИД» продолжено участие в работах по созданию Единой (интегрированной) информационной базы научно-исследовательских, опытно-конструкторских работ, результатов интеллектуальной деятельности и технологий военного, специального и двойного назначения, конструкторской документации на продукцию военного назначения для их использования при создании инновационной продукции двойного и гражданского назначения. В частности, в рамках указанных работ:

  • выполнена составная часть НИР «Разработка предложений в проекты нормативных правовых документов, регламентирующих порядок доступа к информации единой информационной базы, ее сбора, хранения, обработки, защиты и предоставления потребителям в части результатов интеллектуальной деятельности»;
  • подготовлены предложения в Положение о Единой (интегрированной) информационной базе научно-исследовательских, опытно-конструкторских работ, результатов интеллектуальной деятельности и технологий военного, специального и двойного назначения, конструкторской документации на продукцию военного назначения;
  • рассмотрены и согласованы документы (обоснование и проект ТТЗ, Положение о Единой информационной базе) по выполнению опытно-конструкторской работы.

2.2.2. Обеспечение мероприятий по инвентаризации прав на результаты научно-технической деятельности

В целях правовой защиты интересов государства в процессе экономического и гражданско-правового оборота результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального и двойного назначения и в соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 14 января 2002 г. № 7 «О порядке инвентаризации и стоимостной оценке прав на результаты научно-технической деятельности» представители Роспатента участвуют в проведении инвентаризации прав на результаты научно-технической деятельности на предприятиях оборонно-промышленного комплекса и на отраслевых предприятиях Роскосмоса и Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом».

Участие в работах инвентаризационных комиссий осуществляется в рамках общих работ Роспатента по урегулированию вопросов правовой защиты интересов государства в процессе экономического и гражданско-правового оборота результатов НИОКТР военного, специального и двойного назначения.

Всего в 2014 г. представители Роспатента приняли участие в работе 54 комиссий по инвентаризации прав на результаты научно-технической деятельности, в том числе по 18 обязательным и 36 инициативным инвентаризациям.

2.2.3. Обеспечение мероприятий по сопровождению лицензионных договоров по использованию прав государства на результаты интеллектуальной деятельности

В течение 2014 г. ФГБУ «ФАПРИД» продолжало осуществлять юридическое сопровождение исполнения обязательств по 1448 ранее заключенным лицензионным договорам по использованию прав государства на результаты интеллектуальной деятельности.

В 2014 г. финансовые обязательства были выполнены предприятиями-лицензиатами по 232 лицензионным договорам.

Таким образом, по состоянию на 31 декабря 2014 г. сохраняются обязательства предприятий-лицензиатов по 1216 действующим лицензионным договорам.

2.2.4. Обеспечение мероприятий по сопровождению патентов и заявок на получение исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности в Российской Федерации и за рубежом

В отчетном периоде ФГБУ «ФАПРИД» обеспечено сопровождение 39 ранее поданных международных заявок РСТ. В 2014 г. по 4 из них работы были прекращены по различным правовым основаниям. Таким образом, по состоянию на 31 декабря 2014 г. количество сопровождаемых международных заявок составило 35 единиц.

По результатам сопровождения указанных заявок в 2014 г. получено 12 патентов на изобретение и 1 патент на полезную модель, из них 1 патент Российской Федерации и 12 зарубежных патентов. Прекратил свое действие 1 патент.

По состоянию на 31 декабря 2014 г. ФГБУ «ФАПРИД» сопровождало 130 патентов (на 31 декабря 2013 г. – 118 патентов), в том числе 33 патента Российской Федерации и 97 зарубежных патентов. 124 патента в 2014 г. были поддержаны в силе.

2.2.5. Проведение работ по вопросам заключения межправительственных соглашений о взаимной охране интеллектуальной собственности в ходе двустороннего военно-технического сотрудничества и создания рабочих групп по реализации ранее заключенных соглашений в указанной сфере деятельности

В рамках выполнения функции по заключению межправительственных соглашений о взаимной охране интеллектуальной собственности в ходе двустороннего военно-технического сотрудничества (далее – Соглашение) в 2014 г. Роспатентом проведена следующая работа:

  • подготовлен для внесения в установленном порядке в Правительство Российской Федерации 1 проект Соглашения;
  • подготовлены и согласованы с иностранными партерами и заинтересованными федеральными органами исполнительной власти проекты изменений, необходимых для внесения в 2 ранее заключенных Соглашения;
  • подготовлены и в установленном порядке направлены на рассмотрение зарубежным партнерам 7 проектов Соглашений;
  • рассмотрены 6 контрпроектов Соглашений, полученных от зарубежных партнеров;
  • в рамках реализации заключенных Соглашений на рассмотрение зарубежным партнерам направлено 4 проекта положения о совместной Рабочей группе;
  • принято участие в 15 консультациях с иностранными партнерами по вопросам заключения и реализации соглашений;
  • проведено первое заседание совместной Рабочей группы по охране интеллектуальной собственности в ходе российско-китайского военно-технического сотрудничества.

Распоряжением Роспатента утверждены Методические рекомендации по включению в договоры (контракты) в сфере военно-технического сотрудничества положений, касающихся определения условий использования и обеспечения правовой охраны результатов интеллектуальной деятельности, используемых и полученных в ходе двустороннего военно-технического сотрудничества.

В 2014 г. Роспатент совместно с другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти участвовал в рамках компетенции в работе по согласованию 9 проектов межправительственных соглашений по различным направлениям двустороннего сотрудничества.

2.3. Результаты интеллектуальной деятельности, права на которые принадлежат Российской Федерации

Общее количество поступивших заявок, выданных патентов и свидетельств на имя Российской Федерации в 2014 г. представлены в табл. 2.3.

Табл. 2.3

Показатели

Изобретения

Полезные модели

ПрЭВМ, БД, ТИМС

Промышленные образцы

Итого:

Подано заявок в 2014 г.

605

272

502

4

1383

Количество действующих патентов на изобретения, полезные модели, промышленные образцы и свидетельств на программы для ЭВМ, базы данных и топологии интегральных микросхем на имя Российской Федерации по состоянию на 31.12.2014 г., всего

2086

836

1967

53

4942

из них выдано в 2014 г.

381

200

441

18

1040

 



Дата последнего обновления: 27.04.2016 12:32
Photo of the building

Подведомственные учреждения
ФИПС РГАИС ФАПРИД