Версия для слабовидящих English version О Роспатенте Деятельность Госзакупки Госслужба Нормативно-правовые акты Пресс-центр Прием обращений Ссылки

Годовой отчет 2011 (Раздел 2)

 

Раздел 2. Деятельность Федеральной службы по интеллектуальной собственности по контролю и надзору в сфере правовой охраны и использования результатов научно-технической деятельности, полученных за счет средств федерального бюджета

Zastavka_2.ai

2_2088a.tif

В 2011 г. Федеральная служба по интеллектуальной собственности в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2006 г. № 696 «Об осуществлении контроля в сфере правовой охраны и использования результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения, выполняемых за счет средств федерального бюджета» продолжила проведение проверок деятельности организаций – исполнителей государственных контрактов в сфере правовой охраны и использования РНТД, полученных за счет средств федерального бюджета.

2.1. Контроль в сфере правовой охраны и использования РНТД, полученных за счет средств федерального бюджета

Согласно утвержденному ежегодному плану проведения плановых проверок на 2011 г. Федеральной службой по интеллектуальной собственности были проведены проверки деятельности тридцати организаций – исполнителей государственных контрактов на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ для федеральных государственных нужд в пяти федеральных округах Российской Федерации (см. табл. 2.1.1 и диаграмму 1).

Табл. 2.1.1

Распределение проверенных организаций по федеральным округам Российской Федерации

Федеральный округ

Город

Число проверенных организаций

Доля от общего числа проверенных организаций

Центральный

Москва, Троицк, Владимир, Черноголовка, Обнинск, Оболенск

21

70,0%

Сибирский

Новосибирск

4

13,4%

Приволжский

Самара

1

3,3%

Северо-Западный

Санкт-Петербург, Гатчина

3

10,0%

Южный

Геленджик

1

3,3%

Диаграмма 1

Среди проверенных организаций: Институты РАН – 9, ФГУП – 8, ГОУ ВПО – 7, ЗАО – 2, ФГУ – 2, ОАО – 1, РНЦ – 1 (см. диаграмму 2).

Диаграмма 2

Распределение проверенных организаций — исполнителей государственных контрактов
по организационно-правовым формам

Всего при проведении проверок в 2011 г. было проанализировано 302 государственных контракта, заказчиками которых являлись: Министерство образования и науки Российской Федерации, Министерство промышленности и торговли Российской Федерации, Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральное медико-биологическое агентство, Федеральное агентство по недропользованию, Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию, Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом», Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере (см. диаграмму 3).

Диаграмма 3

Количество проверенных государственных контрактов с разбивкой по государственным заказчикам

 

Объем финансирования проверенных государственных контрактов превышает 10 млрд. руб. (за счет средств федерального бюджета — 6 млрд. 861 млн. 030 тыс. руб., за счёт внебюджетных средств — 3 млрд. 727 млн. 034 тыс. руб.).

Анализ проверенных государственных контрактов показал, что в 216 государственных контрактах (72% от общего числа проверенных контрактов) условиями технических заданий были определены конкретный объем и форма правовой охраны полученных результатов.

Более чем в 70% проверенных государственных контрактов исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности принадлежат организациям — исполнителям государственных контрактов.

В рамках выполнения государственных контрактов получено 125 патентов на изобретения, 49 патентов на полезные модели, 15 свидетельств на программы для ЭВМ, 1 свидетельство на топологию интегральных микросхем и 1 свидетельство на базу данных, а также подано 113 заявок на выдачу патентов на изобретения, 2 заявки на выдачу патентов на полезные модели. В отношении 78 результатов установлен режим коммерческой тайны.

Таким образом, в отношении 384 результатов были приняты меры по обеспечению правовой охраны (см. табл. 2.1.2).

Табл. 2.1.2

Количество результатов, в отношении которых приняты меры
по обеспечению правовой охраны

Государственный заказчик

Количество государственных контрактов, по которым приняты меры по обеспечению правовой охраной созданных результатов

Министерство образования и науки Российской Федерации

по 137 государственным контрактам зарегистрировано 293 результата:

  • 115 патентов на изобретения;
  • 45 патентов на полезные модели;
  • 12 свидетельств на программы для ЭВМ;
  • 1 свидетельство на топологию интегральных микросхем;
  • 1 свидетельство на базу данных;
  • 86 заявок на изобретения;
  • 1 заявка на полезную модель;
  • в отношении 32 результатов установлен режим коммерческой тайны

Министерство промышленности и торговли Российской Федерации

по 19 государственным контрактам зарегистрировано 87 результатов:

  • 10 патентов на изобретения;
  • 4 патента на полезные модели;
  • 26 заявок на изобретения;
  • 1 свидетельство на программу для ЭВМ;
  • в отношении 46 результатов установлен режим коммерческой тайны

Федеральное агентство по недропользованию

по 2 государственным контрактам зарегистрировано 2 результата:

  • 1 свидетельство на программу для ЭВМ;
  • 1 заявка на полезную модель

Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации

по 2 государственным контрактам зарегистрировано 2 результата:

  • 1 свидетельство на программу для ЭВМ;
  • 1 заявка на выдачу патента на изобретение

В результате проведенных в 2011 г. проверок были выявлены нарушения требований законодательства в сфере правовой охраны и использования результатов интеллектуальной деятельности и положений заключенных государственных контрактов со стороны исполнителей государственных контрактов:

1. Нарушения в части направления государственному заказчику сведений для осуществления (актуализации) государственного учета полученных результатов интеллектуальной собственности (далее – РИД) были выявлены в 27 проверенных организациях по 108 государственным контрактам.

Нарушены нормы пунктов 4, 6 «Положения о государственном учете результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения, выполняемых за счет средств федерального бюджета», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 4 мая 2005 г. № 284, в части направления государственному заказчику сведений для осуществления государственного учета РИД, а также данных о ходе оформления правовой охраны РИД, полученных в рамках выполнения государственных контрактов.

2. Нарушения в части закрепления прав на РИД были выявлены в 18 проверенных организациях.

По 30 государственным контрактам закрепление прав на 74 РИД осуществлено с нарушением условий государственных контрактов в части распределения (закрепления) прав на полученные результаты.

Нарушена норма пункта 1 статьи 1373 Гражданского кодекса Российской Федерации в части закрепления прав на созданные РИД.

3. Нарушения в части обеспечения правовой охраной полученных результатов (в соответствии с техническим заданием) выявлены в 16 организациях по 24 государственным контрактам, из которых:

  • в 13 организациях установлено отсутствие правовой охраны РИД, созданных при выполнении 18 государственных контрактов;
  • в 5 организациях выявлено несоответствие объема правовой охраны РИД по 6 проверенным государственным контрактам условиям, сформулированным в техническом задании.

Нарушена норма статьи 773 Гражданского кодекса Российской Федерации в части обязанности Исполнителя выполнить работы в соответствии с согласованным с Заказчиком техническим заданием.

4. Нарушения в части проведения патентных исследований выявлены по 9 государственным контрактам.

Нарушена норма статьи 773 Гражданского кодекса Российской Федерации в части обязанности Исполнителя выполнить работы в соответствии с согласованным с Заказчиком техническим заданием.

В ходе проведения проверок в 3 организациях были выявлены нарушения условий государственных контрактов в части уведомления исполнителем государственного заказчика о создании охраноспособных результатов.

Значительное число нарушений условий государственных контрактов связано с договорами, заключенными исполнителем государственного контракта с соисполнителями, выражающихся в том, что исполнитель в нарушение пункта 1 статьи 1373 Гражданского кодекса Российской Федерации и условий государственного контракта передает соисполнителю права на полученные результаты. Данное нарушение выявлено в 25 организациях.

По итогам проверок были составлены Акты о результатах проверки, в которых отражены нарушения требований законодательства Российской Федерации в сфере правовой охраны и использования РИД, а также положений заключенных государственных контрактов, в адреса 30 проверенных организаций подготовлены и направлены предписания о необходимости устранения выявленных нарушений.

Отчеты по устранению нарушений представили 22 организации (по 8 предписаниям срок исполнения — 1 квартал 2012 г.). Анализ отчетов показал, что 13 организаций выполнили предписания полностью, исполнение 9 предписаний оставлено на контроле.

По 9 государственным контрактам РИД нашли применение в собственном производстве организаций — исполнителей государственных контрактов.

В рамках проверенных государственных контрактов лицензионные договоры не заключались.

Таким образом, уровень практического использования РИД остается низким.

В основе такого положения лежат следующие обстоятельства:

1. Низкий спрос производственного сектора экономики на новые отечественные разработки.

Анализ итогов проверок организаций – исполнителей государственных контрактов показывает, что менее 8% результатов научно-исследовательских работ переходят в стадию опытно-конструкторских работ. При этом организациями — исполнителями, в соответствии с требованиями технического задания, по завершении научно-исследовательских работ разрабатываются технические задания на опытно-конструкторские работы.

2. Отсутствие должного контроля со стороны государственных заказчиков за исполнением условий государственных контрактов на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ.

Результаты проверок свидетельствуют о том, что условия достаточно большого числа государственных контрактов четко не определяют цели и задачи, для решения которых проводится работа, в отношении предполагаемых РИД не определен порядок обеспечения адекватными формами правовой охраны, не отражены обязанности по использованию созданных результатов.

3. Отсутствие заинтересованности авторов – разработчиков РИД, полученных по государственным контрактам, в выявлении, обеспечении правовой охраны и использовании таких результатов.

В ходе проверок было установлено, что договоры с работниками о выплате вознаграждений авторам за создание служебных результатов, получивших правовую охрану, во многих случаях не заключаются.

4. Отсутствие или недостаточная укомплектованность квалифицированными кадрами структурных подразделений, на которые возложено осуществление работ по обеспечению правовой охраны и коммерциализации РИД.

Практика показывает, что в тех организациях, где удалось сохранить подразделения и квалифицированные кадры, РИД, в том числе полученные за счет средств федерального бюджета, обеспечиваются правовой охраной, заключаются договоры с авторами о выплате вознаграждений, а также предпринимаются меры по коммерциализации данных результатов.

5. В соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд» при заключении государственных контрактов на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ преобладающее значение имеет критерий «цена», предлагаемая участниками конкурса.

При этом не уделяется должного внимания таким важным критериям, как опыт организации в конкретной области, имеющийся научно-технический задел (число патентов на изобретения, полезные модели и промышленные образцы).

В отчетном году Федеральная служба по интеллектуальной собственности продолжила работу по информированию организаций – исполнителей государственных контрактов и государственных заказчиков по вопросам выполнения требований законодательства в сфере интеллектуальной собственности, а также по исполнению государственной функции по осуществлению контроля в установленной сфере.

Данные вопросы являлись предметом обсуждения в рамках проведенной Федеральной службой по интеллектуальной собственности 26–27 октября 2011 г. XV Научно-практической конференции «Национальная инновационная система и значение правовой охраны интеллектуальной собственности в ее развитии» и совещания, проведенного Минобрнауки России 24 ноября 2011 г. с представителями уполномоченных подразделений федеральных органов исполнительной власти и иных заказчиков научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения.

2.2. Результаты интеллектуальной деятельности, права на которые принадлежат Российской Федерации

Динамика патентной активности, количество поступивших заявок, выданных патентов и свидетельств на имя Российской Федерации в 2011 г. представлены в табл. 2.2.

Табл. 2.2

Поступление заявок и выдача патентов и свидетельств на имя Российской Федерации в 2011 г.

Показатели

Изобретения

Полезные модели

Программы для ЭВМ, базы данных, топологии интегральных микросхем

Промышленные образцы

Итого

Подано заявок в 2011 г.

489

150

329

7

975

Количество действующих патентов на изобретения, полезные модели, промышленные образцы и свидетельств на программы для ЭВМ, базы данных и топологии интегральных микросхем на имя Российской Федерации по состоянию на 31.12.2011,
всего

1142

439

572

16

2169

из них выдано в 2011 г.

366

159

356

10

891

2.3. Совершенствование механизмов осуществления контроля и надзора в сфере правовой охраны и использования результатов научно-технической деятельности, полученных за счет средств федерального бюджета

Указом Президента Российской Федерации от 24 мая 2011 г. № 673 (далее – Указ Президента Российской Федерации) полномочия Федеральной службы по интеллектуальной собственности в сфере осуществления контроля и надзора были значительно расширены.

Взамен функции контроля в сфере правовой охраны и использования результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения, выполненных за счет средств федерального бюджета, на Федеральную службу по интеллектуальной собственности возложена функция по контролю и надзору в сфере правовой охраны и использования результатов интеллектуальной деятельности гражданского, военного, специального и двойного назначения, созданных за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а также по контролю и надзору в установленной сфере деятельности в отношении государственных заказчиков и организаций — исполнителей государственных контрактов, предусматривающих проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ.

В 2011 г. Федеральной службой по интеллектуальной собственности в рамках исполнения Указа Президента Российской Федерации проведена работа по подготовке соответствующих нормативных правовых актов Российской Федерации, направленных на совершенствование механизма осуществления контрольных и надзорных мероприятий.

В частности, постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2012 г. № 9 утверждено Положение об осуществлении контроля и надзора в сфере правовой охраны и использования результатов интеллектуальной деятельности гражданского назначения, созданных за счет средств бюджетных ассигнований федерального бюджета, а также контроля и надзора в установленной сфере деятельности в отношении государственных заказчиков и организаций – исполнителей государственных контрактов, предусматривающих проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ.

В декабре 2011 г. разработан и направлен в Правительство Российской Федерации проект постановления Правительства Российской Федерации об утверждении Положения об осуществлении контроля и надзора в сфере правовой охраны и использования результатов интеллектуальной деятельности военного, двойного и специального назначения, созданных за счет средств бюджетных ассигнований федерального бюджета, а также контроля и надзора в установленной сфере деятельности в отношении государственных заказчиков и организаций — исполнителей государственных контрактов, предусматривающих проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ.

В настоящее время Федеральной службой по интеллектуальной собственности разрабатываются проекты соответствующих административных регламентов исполнения государственных функций контроля и надзора в сфере правовой охраны и использования результатов интеллектуальной деятельности гражданского, военного, двойного и специального назначения, созданных за счет средств бюджетных ассигнований федерального бюджета, а также контроля и надзора в установленной сфере деятельности в отношении государственных заказчиков и организаций – исполнителей государственных контрактов, предусматривающих проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ.

 

 

 



Дата последнего обновления: 12.11.2014 13:18
Photo of the building

Подведомственные учреждения
ФИПС РГАИС ФАПРИД